Точность попадания

Просмотров: 870
Методические приемы обучения меткости сводятся сейчас в практике наших тренеров к поискам наиболее эффективных способов бросков и совершенствованию техники их выполнения; к улучшению меткости путем постепенного увеличения дистанции; к применению дополнительных ориентиров; к увеличению времени, отводимого на совершенствование бросков в тренировочных занятиях.

Заметим, что тренеры оценивают эти методы по-разному. Большинство считает основным методическим приемом постепенное увеличение дистанции. Другие же большее значение придают выбору способов наиболее эффективных бросков.


Но ни один прием сам по себе не может привести к желаемым результатам. Задачу повышения меткости можно решить, только применяя весь комплекс методических приемов. Кстати, постепенное увеличение дистанции, с нашей точки зрения, вообще приносит мало пользы, о чем будет сказано ниже.

Бесспорно, что выбор наиболее эффективных способов бросков имеет для каждого игрока важное значение. Доказано, однако, что попытки слепо копировать технику бросков лучших мастеров без учета своих физических особенностей и возможностей, ничего, кроме вреда, не приносят.

Мнения тренеров в оценке эффективности того или иного способа броска нередко расходятся. Поэтому на первой стадии обучения необходимо добиться, чтобы игроки овладели всеми основными способами. Лишь после этого тренер, уже изучивший индивидуальные особенности своих игроков, помогает им выбрать для совершенствования те или иные способы бросков со средних и дальних дистанций. Что касается близких дистанций, то баскетболисты должны почти в равной мере владеть всеми бросками.

Несоблюдение этой последовательности приводит к длительным, а зачастую и бесплодным поискам способов бросков, что болезненно отражается на росте мастерства баскетболиста.

В методической литературе прием постепенного увеличения дистанции при совершенствовании бросков считается основным Между тем данные экспериментальной работы, проведенной автором этих строк, убедительно свидетельствуют, что прием этот не приводит к нужным результатам. В связи с постоянными изменениями дистанции у спортсмена, занимающегося по этому методу, никак не могут закрепиться точные двигательные навыки, он не может добиться необходимого автоматизма движений.

Поэтому при совершенствовании бросков мы предлагаем полностью отказаться от этой системы, заменив ее бросками «с точек» (то есть с заранее установленных, постоянных мест). В литературе этот метод не получил еще должного освещения, хотя на практике почти все лучшие «снайперы» достигли своего мастерства именно с помощью бросков «с точек».

Вначале необходимо добиться хороших попаданий с какой-либо определенной точки. После прочного закрепления навыка можно перейти к броскам с других точек, расположенных по дуге на том же расстоянии от корзины. Как показывает опыт, этот методический прием наиболее эффективен. Не случайно все «снайперы» бросают в игре с определенных позиций.

Общеизвестно, что точность попадания во многом зависит от зрения и мышечного чувства спортсмена. Пока движение еще не разучено, пока оно ново, значение зрения особенно велико. В дальнейшем, с развитием автоматизма движений, возрастает роль мышечного чувства, которое является очень важным для спортсмена, так как в игре не всегда удается зрительно проконтролировать свои движения.

При бросках «с точек» быстро устраняются ошибки в движениях, вызывающие отклонение мяча вправо и влево. Так как движения выполняются много раз в идентичных условиях, мышечное чувство становится более отчетливым и верно служит спортсмену, помогая ему выполнять точные броски даже при затрудненном зрительном контроле.

Иногда случается, что при совершенствовании бросков «с точек» меткость у игрока либо повышается медленно, либо надолго задерживается на каком-то уровне. Чтобы ликвидировать этот застой, рекомендуется время от времени в качестве своего рода разминки ставить перед игроками задачи труднее основной.

Предположим, игрок учится попадать в кольцо с пяти метров
Перед тем как приступить к этому заданию, он выполняет более трудное: стремится попасть в корзину с семи метров (дистанция увеличивается в том же направлении)) или бросает с тех же пяти метров, но не баскетбольный, а более легкий мяч (например, волейбольный). Потом игрок на этом же занятии продолжает броски с установленной точки.

Нужно учитывать, что необоснованное применение этого приема может привести к отрицательным результатам. Задачи труднее основной необходимо ставить не чаще чем через одну-две тренировки (в зависимости от результатов занимающегося). Дозировка упражнений в процессе урока должна быть примерно такой: вначале усложненным упражнениям отводится примерно третья часть времени, предназначенного для бросков. В последующих занятиях время на эти упражнения сокращается и соответственно увеличивается время, отводимое на броски с тренируемой дистанции.

Попутно заметим, что данный методический прием может быть применен только при бросках «с точек» для тренировки бросков со средних и дальних дистанций.

Очень важно во время занятий вести наблюдения и запись результатов игрока Это даст возможность тренеру судить о правильности выбранных методических приемов и эффективности предлагаемых упражнений. Необходимо фиксировать, куда отклоняется мяч от цели. Запись можно вести короткими значками: П — отклонение вправо, Л — отклонение влево, К — коротко (мяч не долетел до цепи), Д — длинно (мяч перелетел цель), плюс (+) — попадание. Общий подсчет данных удобнее всего делать в процентах к общему количеству выполненных бросков.

При совершенствовании меткости бросков полезно применять дополнительные ориентиры. Они уточняют движения, акцентируют внимание на необходимых мышечных ощущениях, которые создаются при правильном выполнении движения. Выбор ориентиров зависит от характера ошибок баскетболиста.

Если, например, у игрока встречаются в бросках разнотипные ошибки, это говорит о том, что он плохо усвоил технику, не добился необходимого автоматизма движений и каждый раз бросает в корзину по-разному. Следовательно, ему необходимо на время прекратить совершенствование в меткости и вернуться к разучиванию техники.

В случае же если игрок совершает однотипные ошибки, причиной их является какая-то конкретная деталь комплексного движения, которую должен определить тренер. Вот тут-то для максимально быстрого устранения однотипных ошибок и необходимы дополнительные ориентиры (двойные обода, усики на кольцах, шесты и т. д.).

Упражнения с такими дополнительными ориентирами, как двойные обода колец либо усики на кольцах, хорошо известны. Применяются они, главным образом, для индивидуальных занятий. Для массового же обучения можно рекомендовать упражнения с метаниями через шнур или рейку. Эти упражнения необходимы при воспитании чувства пространства и способствуют устранению ошибок, связанных с недолетом или перелетом мяча.

От одного кольца к другому натягивается шнур. Параллельно его проекции на площадке начерчены линии, отстоящие друг от друга на определенном расстоянии (30—100 см). Баскетболисты, находясь на некотором расстоянии от шнура. должны перебросить через него мяч и попасть им на заданную полосу. Чем ближе полоса к проекции шнура, тем, естественно, труднее в нее попасть.

Можно натянуть два шнура параллельно друг другу на некотором расстоянии. Задание состоит в том, чтобы попасть мячом между шнурами. Шнуры могут быть расположены в одной плоскости, но на разной высоте. В этом случае нужно, чтобы мяч прошел между шнурами и попал в один из квадратов, расчерченных на площадке.

Весьма полезно бросать мяч в расположенную горизонтально мишень с изменением расстояния до нее. Бросать лучше в две мишени, находящиеся рядом: вначале определенное количество раз в одну мишень, потом — в другую. Затем надо переходить к более сложному заданию — чередованию бросков по мишеням

Отклонения в сторону при броске нетрудно исправить с помощью другого упражнения: метания в расположенную вертикально мишень (линия на стене или шест). Сначала баскетболист должен просто попасть в линию. Затем задача усложняется: нужно попасть в определенную часть линии. Этот отрезок линии, в конечном счете, оказывается на высоте баскетбольного кольца Во всех случаях игрок должен бросать мяч тем способом, который он в это время совершенствует.

Эти упражнения можно проводить в любых условиях, так как они требуют весьма несложного оборудования. К тому же заниматься могут одновременно много спортсменов. Всем этим упражнениям лучше придать соревновательный характер.

Практика показывает, что по мере уточнения движений и улучшения меткости игрок все реже перекидывает мяч через цель. Значительно чаще он немного не добрасывает мяч до середины кольца. Характер ошибок спортсмена может до некоторой степени показывать уровень его тренированности.

Надо заметить, что упражняться с дополнительными ориентирами можно только временно, до устранения ошибок. Дело в том, что при длительной тренировке ориентиры прочно входят в систему раздражителей при образовании условно-рефлекторных связей. Отсутствие этих ориентиров во время соревнований изменяет систему внешних раздражителей, а значит, в какой-то степени нарушает привычные координации, что снижает точность бросков.

О последнем методическом приеме, связанном с увеличением времени на совершенствование бросков, много говорить не приходится. Совершенно ясно, что точность движений вырабатывается в процессе многократного повторения. Поэтому для совершенствования точности надо увеличивать время в уроках, отводимое на броски. Не случайно в тренировках сборных команд СССР предусмотрены специальные дни только для совершенствования бросков.

Применяя в тренировках рекомендуемые методические приемы, необходимо приближать упражнения к игровым условиям. Особенно важно выполнять броски, преодолевая сопротивление противника. В игре противник стремится, как правило, во что бы то ни стало помешать бросить в кольцо, особенно с близкого расстояния Броски со средних и дальних дистанций часто выполняются без активного сопротивления, иначе говоря, бросать со средних и дальних дистанций в случае активного сопротивления противника нередко бывает тактически нецелесообразно.

Поэтому основное количество бросков с близкой дистанции надо выполнять при сопротивлении — сначала пассивном, а затем все более возрастающем. Разучивая же броски со средней и дальней дистанций, упражнениям с активным сопротивлением нужно уделять значительно меньше внимания.

После того как баскетболист освоил основы техники и добился определенной меткости в бросках со средних и дальних дистанций, он должен создать свой индивидуальный комплекс приемов, то есть наиболее часто применяемых им бросков, которые составляют его основное оружие. Выбор этих приемов определяется индивидуальными особенностями игрока, а также его местом и функциями в команде. Индивидуальные комплексы у баскетболистов не одинаковы, у каждого — свои, поэтому начинающие игроки никоим образом не должны слепо копировать приемы опытных мастеров.

Воспитывая у игроков меткость бросков, тренер должен помнить, что успех принесет только творческое применение методических приемов с учетом индивидуальных особенностей каждого игрока.

С. КЕРАМИНАС, доцент Центрального института физической культуры

Баскетбол СССР

  • Обратная связь

Советский баскетбол

1955 баскетбол, 1957 баскетбол, 1958 баскетбол, Адольф Рапп, Айварс Леончик, Айно Вярк, Алвилс Гулбис, Алвис Гулбис, Алеан Дадукин, Александр Белов, Александр Болошев, Александр Гомельский, Александр Зимин, Александр Зинин, Александр Кандель, Александр Петров, Александра Рога, Алжан Жармухамедов, Алиса Аситашвили, Альберт Арнольдов, Амаури, Анатолий Конев, Анатолий Поливода, Аркадий Бочкарев, Арменак Алачачян, Барб Джинджерард, Барбара Сайпс, Билл Рассел, Билл Рассэл, Билл Хуглэнд, Билл Шерман, Боб Коуси, Борис Федотов, Валдис Муйжниекс, Валдис Скалдерс, Валентина Авдеева, Валентина Егорова, Валентина Журавлева, Валентина Копылова, Валентина Костикова, Валентина Куллам, Валентина Миронова, Валеся Куллам, Ваня Войнова, Василий Колпаков, Вера Кулагина, Вера Тетерина, Вера Шевченко, Виктор Гаевский, Виктор Горохов, Виктор Григорьев, Виктор Зубков, Виорика Никулеску, Владимир Горохов, Владимир Торбан, Владимир Шостка, Всесоюзная Спартакиада, Всесоюзная секция баскетбола, Галина Степина, Галина Факторова, Галина Федорова, Галина Ярошевская, Геннадий Вольнов, Георгий Никитин, Гражина Тулявичуте, Гунарс Силиньш, Гунтар Муйжниекс, Гурам Абашидзе, Гурам Минашвили, Давид Иоселиани, Дагмара Губалкова, Даугава (Рига), Дзидра Карамышева, Евгений Бокуняев, Евгений Казаков, Евгений Яхонтов, Елена Мазлова-Адамирова, Елена Щасливцева, Жальгирис (Каунас), Женская молодежная сборная СССР по баскетболу, Женская сборная СССР по баскетболу, Зинаида Каменская, Зинаида Шалаева, Зиновий Генкин, Иван Дворный, Иван Едешко, Иван Лысов, Ивар Веритис, Игорь Преображенский, Ильмар Куллам, Ингрида Струповича, Ионас Радикас, Казис Петкявичус, Константин Травин, Кристина Пабьянчик, Кубок Европы по баскетболу, Леван Мосешвили Нина Максимельянова, Леон Янковский, Лигита Сивиня, Лидия Алексеева, Лидия Антониковская, Литовская республиканская секция баскетбола, Любовь Малиновская, Людмила Артюхова, Людмила Данилова, Людмила Еремина, Людмила Куканова, Майгонис Валдманис, Майя Отса, Маргарита Хомутова, Марет Отса, Мария Козловская, Михаил Коркия, Михаил Семенов, Михаил Студенецкий, Надежда Долгорук, Надежда Семенова, Николай Балабанов, Николай Бешкарев, Нина Арцишевская, Нина Еремина, Нина Зазнобина, Нина Любовинкина, Нина Максимельянова, Нина Максимова, Нина Пименова, Нина Познанская, Нина Семашко, О Дён Сук, ОСК (Рига), Олгерт Хехтс, Ольга Журавлева, Ольгерт Хехтс, Павел Баранов, Павел Цетлин, Равиля Салимова, Раиса Кузнецова, Раиса Маментьева, Раиса Михайлова, Раймонд Карнитис, Роберто Зар, Романо Форастьери, Ромуальда Олесевич, СКИФ (Киев), СКИФ (Ленинград), Светлана Обидина, Секция баскетбола СССР, Сергеи Белов, Сергей Беляев, Сергей Коваленко, Скайдрите Смилдзиня, Скаудрите Смилдзиня, Соломон Хаймов, Спартакиада народов СССР, Станисловас Стонкус, Степан Бутаутас, Степан Спандарян, Степас Бутаутас, ТТТ Рига, Тагу Саурис, Таливалдис Гаварс, Тамара Кучеренко, Тамара Моисеева, Тамара Пантелеева, Татьяна Зельдович, Татьяна Кудрявцева, Теобальд Калхерт, Увайс Ахтаев, ФИБА, Хелена Битнере, Чемпионат СССР по баскетболу, Эне Китинг, Эне Китсинг, Юрате Дактарайте, Юрий Калныньш, Юрий Корнеев, Юрий Озеров, Янис Гринбергас, Янис Давиде, Янис Круминьш, американский баскетбол, анализ баскетбола, баскетбол анализ, борьба за отскок, броски в баскетболе, грузинский баскетбол, институт физической культуры имени Лесгафта, кинограмма, комбинации в баскетболе, конкурс по штрафным броскам, литовский баскетбол, молодежная Сборная СССР по баскетболу, мужская Сборная СССР по баскетболу, нападение в баскетболе, подготовка баскетболиста, судейство в баскетболе, упражнения для баскетболиста, чемпионат европы по баскетболу, чемпионат мира по баскетболу, элементы баскетбола

Показать все теги

Популярное