Нападение против зонной защиты
Просмотров: 6851
советский баскетбол: Виктор Григорьев, нападение в баскетболе
АТАКИ ПРИ ЗОННОЙ ЗАЩИТЕ
Уже долгое время тренеры по баскетболу спорят о том, насколько целесообразно прибегать к зонной защите. Но независимо от этих споров, зонная зашита, как одно из средств обороны, применяется многими баскетбольными командами.
Команда, применяющая зонную систему защиты, не в состоянии надежно охранять все поле — некоторые места площадки остаются менее защищенными. На использовании этих слабых мест и основаны те способы атаки, во время которых игроки придерживаются в расстановке так называемого зонного принципа нападения.
На схемах 1—4 приведены самые распространенные способы зонной зашиты. Наименее защищенные места площадки заштрихованы. Обозначение игроков как в защите, так и в нападении идет от средней линии к лицевой. Например, «зонная защита 2—3» ион «нападение 2—3» означает, что два игрока находятся ближе к средней линии, а три — к лицевой.
Против зоны 2—1—2 (схема 1) лучше всего применить в нападении расстановку 1—3—1, так как она позволяет часто проводить дальние боковые броски по корзине с наименее защищенных мест площадки Если же противник попытается плотнее прикрыть эти места, смешая игроков, появится возможность использовать проходы под щит.
Зонная зашита 3—2 (схема 2) имеет наиболее уязвимые места у штрафной линии и в углах площадки В этом случае в нападении лучше всего применять расстановку 2—1—2. Один из стоящих ближе к лицевой линии защитников вынужден опекать нападающего, играющего у штрафной линии. В результате остается незащищенным один из углов.
Оттуда можно производить броски по корзине.
При зоне 2—3 (схема 3) площадка наименее зашишена у боковых линий, откуда сравнительно легко производить прицельные броски. Нападающий с мячом (расстановка 1—3—1), продвигаясь по центру, делает попытку пройти между двумя передними защитниками Один из этих защитников, естественно, старается помешать ему. В силу этого игрок на боковой линии остается без опеки Получив мяч от центрального нападающего, он делает бросок по кольцу.
Защита 1—2—2 (схема 4) оставляет открытым пространство в области штрафного броска и (на короткое время) углы площадки. Лучшая расстановка в нападении — 2—1—2. Задача центрового игрока, находящегося в области штрафного броска,— привлечь к себе защитника и освободить тем самым одного из партнеров от опеки для прицельных бросков со средней линии или дать ему возможность играть против только одного защитника.
Разумеется, выбор той или иной расстановки в нападении зависит от индивидуальных качеств игроков. Например, атака 2—1—2 требует, чтобы в команде было два хороших центровых игрока, а остальные умели обводить противника и резко проходить вперед. Нападение при расстановке 1—3—1 невозможно без метких «стрелков» с боковых линий и высокого центрового игрока, который смог бы бороться зч мяч в случае отскока.
Для использования слабых мест любой системы зонной защиты необходимо иметь в составе нападающей команды игроков, хорошо реализующих броски с наименее защищенных мест площадки. Нападающие должны хорошо владеть дальним броском и броском с лицевой линии (с расстояния 4—5 м).
На тренировке советуем уделить большое внимание отработке бросков, особенно дальних бросков с боковых линий и с углов площадки. Бросать мяч по корзине со штрафной линии крюком и с поворотом трудно. Этому мешают отступающие защитники. Наиболее удобен в таких условиях бросок в прыжке. На тренировке нужно следить за тем, чтобы игрок, отрабатывая этот прием, выпускал мяч из рук, находясь в высшей точке. Иначе бросок теряет значительную долю эффективности.
Атакуя при зонной защите, игрок должен уметь ударом добивать в корзину отскочивший от кольца мяч.
Когда игроки освоят основные приемы индивидуального нападения, можно перейти к командной тренировке. Начинать лучше всего с игры на одной половине площадки.
Для того, чтобы нападающие в тренировках научились использовать слабые места зонной защиты и приобрели уверенность в точности бросков, защищающиеся располагаются правильно, но активного сопротивления не оказывают.
Тренироваться полезно тремя пятерками Две пятерки, применяя любую из расстановок зонной защиты, обороняют корзины, а одна нападает. Если атака увенчалась успехом, нападающие атакуют другую корзину. В случае неудачи, нападавшая пятерка становится в защиту, а защищавшаяся нападает и т. д.
В дальнейших тренировках защита активизируется. Защитники, овладев мячом, пытаются провести быстрый прорыв.
Для изучения большого числа вариантов нападения требуется много времени. Поэтому рекомендуется сначала изучить атаки при расстановке игроков в нападении 1—3—1. При этой расстановке можно использовать слабые места всех вариантов зонной защиты, а в случае потери мяча — быстро организовать оборону своей корзины (если противник, перейдя в нападение, применил быстрый прорыв).
Умелой расстановкой нападающих 1—3—1 можно создавать на одном или нескольких участках площадки численное превосходство над защитниками. Поэтому расстановка нападающих иногда проводится не только по прямой (схемы 1 и 3), но и по диагонали площадки справа налево или слева направо. Действуют игроки так же. как и при расстановке по прямой.
Против зонной защиты, когда в первой линии находятся два игрока (2—1—2 и 2—3), рекомендуется применять прямую расстановку нападающих. Если в первой линии зашиты стоят один или три игрока (1—2—2, 1—3—1 или 3—2). лучше разместить нападающих по диагонали. Нападаюший / определяет, в какой расстановке должны действовать его партнеры. В нужный момент он ведет мяч от середины вправо или влево к боковой линии, останавливается там, а тотальные игроки соответственно смещаются (схема 5). Игрок 5, в основном, не меняет места. То же, только в обратном порядке, происходит при переходе с диагональной расстановки в прямую
Тренер должен расположить игроков таким образом, чтобы максимально использовать их способности, создать нападение, способное разрушить любую систему зонной зашиты.
Какими же качествами должны обладать игроки, применяющие в нападении расстановку 1—3—1?
Игрок 1 организует атаки. Он же страхует тыл. В его обязанности входит быстро определять, какую систему защиты применил противник, и соответственно организовать нападение. Этот игрок должен уметь отлично выполнять передачи, прямой бросок с 6—7 м, уметь вести спокойную, соответствующую плану игру. В этой позиции рост игрока не имеет особого значения, но скоростные качества ему очень важны. Ведь ему нередко приходится стремительно переходить от нападения к защите и бороться с численно превосходящим противником (одному против двух или с партнером против трех).
В области штрафного броска действует такой игрок (5), который лучше других в команде борется за отскочивший мяч. Он должен уметь забрасывать мяч в кольцо (со штрафной линии и ближе) из любых положений — находясь и лицом к корзине и спиной к ней. В арсенале его технических приемов должны быть и броски крюком, и броски в прыжке, и броски с поворотом, и точная передача мяча.
Игрок 4 — это второй в команде по силе в борьбе за отскочивший от кольца мяч. Он должен уметь отлично выполнять броски из-под корзины и с коротких дистанций, броски в прыжке, четко передавать мяч партнерам.
Игрок 2 должен владеть передачей мяча и метким дальним броском Роль этого игрока должен выполнять третий по силе в борьбе за отскочивший мяч игрок команды.
Игрок 3 — защитник. Он должен уметь метко бросать мяч с точки, передавать мяч партнерам, быстро возвращаться назад и перехватывать мяч у противника.
В борьбе за отскочивший мяч должно участвовать не меньше трех игроков. Они как бы образуют треугольник: один располагается перед корзиной, а двое — по сторонам шита. Остальные два игрока в момент броска отходят назад для организации зашиты в случае, если мячом после отскока овладеет противник. Такая страховка необходима команде на случай неожиданного перехода противника в быстрый прорыв.
Игроки 2 и 4 борются за мяч после каждого неудачного броска, причем последний действует с той стороны, где была начата комбинация. Центровой игрок 5 борется за мяч перед корзиной.
Игрок 1 не вступает в борьбу за мяч Он находится за полукругом области штрафного броска в центре или сбоку (слева или справа — в зависимости от направленности диагонального расположения нападения). Если после неудачного броска нападающие вновь овладели мячом, игрок I включается в атаку. Если же мяч окажется у противника, он уходит в защиту.
Игрок 3 действует как защитник. Он принимает участие в борьбе за отскочивший мяч лишь в тех случаях, когда игрок 2 бросает по корзине с дистанции более 6 м или когда сам выполняет бросок с расстояния менее 5 м. После того как игрок 3 выполнил дальний бросок (либо после бросков, выполненных игроками /, 4 или 5). он присоединяется к игроку 1 для организации зашиты. Игрок 3 должен быть всегда готов к немедленному отходу в защиту.
Когда по кольцу бросает игрок 2 или I, за отскочивший мяч борются с обеих сторон корзины игроки 2 и 4, с фронтальной стороны — игрок 5. Использование варианта нападения 1—3—1 дает возможность команде эффективно атаковать противника. Например, противник применил зонную зашиту 2—3 (схема 6). Нападающий /. действуя с мячом, отвлекает зашитника /. В это время игрок 5 атакующей команды быстро перемещается на другую сторону. Там он получает мяч от игрока 1. Если защитник 3 (или любой другой защитник второй линии) мешает сделать бросок по корзине, игрок 5 передает мяч для прицельного дальнего броска игроку 2 или вышедшему игроку 4.
В другом варианте (схема 7) игрок I передает мяч игроку 2. Последний либо сам успевает произвести дальний бросок, либо отдает мяч игроку 4 или 5.
Расстановка 1—3—1 в нападении не представляет большой сложности и в тоже время дает атакующей команде широкую возможность бросать по корзине с дальних и средних дистанций.
** *
Эта система нападения всегда поможет баскетболистам разрушать зонную защиту и успешно атаковать корзину противника.
В. ГРИГОРЬЕВ, государственный тренер СССР по баскетболу






