Новая спортивная классификация
Просмотров: 925
Новая спортивная классификация по баскетболу, волейболу и хоккею с мячом и с шайбой
Спортивную классификацию уместно сравнить с классами школы. Приобретая постепенно опыт и повышая мастерство, спортсмен переходит из класса в класс, из разряда в разряд, поднимаясь, как по ступенькам, к высшему званию — мастера спорта. Нелегок этот путь, но сама система, ее постепенность и ступенчатость, открывает перед каждым новичком реальную перспективу спортивного роста.
Спортивная классификация введена у нас давно (более 15 лет) и сыграла немалую роль в повышении общего уровня нашего спорта.
Разумеется, чем продуманнее спортивная классификация, тем больше пользы она может принести. В тех видах спорта, где результаты измеряются секундами, сантиметрами и граммами, разработка спортивной классификации дело менее сложное. Когда же заходит речь о классификации в спортивных играх, приходится сталкиваться с большими трудностями. Недаром на протяжении последних полутора десятка лет классификация изменялась трижды.
Полноценного и справедливого решения до сих пор найти не удавалось. Одна из трудностей, с которой все время приходилось сталкиваться, состояла в том, что оценка индивидуального мастерства игрока целиком зависела от спортивных успехов всей команды в целом. Выдающийся игрок мог и не получить разряда, соответствующего его классу, если играл в слабой команде.
История поисков наиболее правильных принципов классификации в спортивных играх не лишена интереса и имеет большое практическое значение, потому что помогает понять и оценить новую классификацию, которая введена в действие с 1 января нынешнего года.
До 1940 года в основу классификации был положен масштаб соревнования (районное, городское, областное, республиканское). Чем выше соревнование по масштабу — тем выше разряд, присваивавшийся победителю. Но этот принцип привел к несправедливости.
Победителям, например, чемпионата республики по баскетболу в Литве и Таджикистане присваивали одинаковый разряд, хотя спортивная квалификация чемпионов Литвы, где этот вид спорта развит, несравненно выше, чем у чемпионов Таджикистана, где в баскетбол играют меньше.
В 1953 году классификацию изменили. На этот раз в основу взяли принцип оценки победы по квалификации проигравшей команды. Этот, в основе своей правильный, принцип был осложнен введением специальной таблицы, где каждая победа оценивалась в очках (соответственно квалификации побежденной команды).
Четыре года спустя эту систему усовершенствовали введением двух самостоятельных принципов. Для соревнований городского масштаба и ниже применялся количественный подход; чем больше участников соревнований-тем больше возможностей для получения высшего разряда. Однако попытка охватить все виды соревнований таблицами перевода очков оказалась несостоятельной.
Для более крупных по масштабу соревнований был применен турнирный принцип: разрядность турнира определялась по среднему разряду его участников. И в этом случае сложность предварительных подсчетов сильно затрудняла безошибочную классификацию участников турнира.
Одновременно в классификацию впервые были введены нормативы по технике. Они позволяли оценить спортивную подготовленность каждого игрока и стимулировали рост технического мастерства.
В новой классификации, которая введена сейчас, сделана попытка избежать прежних недостатков.
Какие же принципы положены теперь в основу классификации по баскетболу, волейболу, хоккею с шайбой и с мячом?
Их четыре:
1. Классификация базируется на качественном показателе.
2. Предельная простота и гибкость, позволяющая применять ее в любых соревнованиях.
3. Сдача классификационных норм побуждает участвовать в соревнованиях и систематически заниматься спортом.
4. Классификация способствует росту технического мастерства.
Как же решаются эти задачи? Разберем по порядку.
Когда мы говорим о качественном показателе, имеется в виду качество одержанных командой побед. Для оценки вводится разрядное деление команд: мастера, 1-й, 2-й, 3-й разряды и новички. У юношеских команд та же разрядность, но нет команд мастеров.
Разрядность команды определяется судьей, исходя из разрядной квалификации игроков (двух третей состава), принимавших непосредственное участие в данной встрече, и фиксируется в протоколе.
Классификация устанавливает минимальное число побед, в достижении которых участвовал игрок в течение года, над командами определенного разряда. Если условно рассматривать каждую победу, как разрядный балл, то окажется, что игрокам в течение года надо, в зависимости от разряда, набрать от 3 до 8 баллов.
Так, скажем, для получения III разряда игрок команды должен в течение года быть участником пяти побед. Для второразрядника необходимо, чтобы с его участием были одержаны 4 победы над командами II разряда или 8 побед над командами III разряда.
Такое построение классификации придает ей гибкость и дает возможность набирать разрядные баллы, в том числе и баллы мастера спорта, в различных соревнованиях. Если, например, игрок в одном соревновании набрал три балла из четырех, то недостающий балл он может получить в другом соревновании или даже выступая в составе другой команды (при переезде в другой город или при переходе в другой спортивный коллектив).
Для сохранения разряда требования уменьшаются вдвое.
Классифицируются только участники официальных соревнований, то есть тех, которые проводятся по календарю и обслуживаются судьями, имеющими судейское звание.
Спортсмен-разрядник должен регулярно тренироваться и систематически участвовать в соревнованиях. Поэтому классификационные требования включают и определенный минимум участия игрека в официальных встречах. Перворазряднику, скажем, надо не только добиться со своей командой за год четырех побед над командами 1-го разряда, но и участвовать, по крайней мере, в 16 официальных матчах городского масштаба. Смысл этого требования ясен: разрядник должен систематически заниматься спортом.
Это положение предъявляет определенные требования и к руководителям физкультурных организаций. Их прямой долг так организовать и провести спортивный календарь, чтобы спортсмен имел возможность выполнить разрядные требования. Календарь должен предусматривать участие каждой команды не менее, чем в 15—20 официальных матчах за год.
Не менее важно и другое положение, сохранившееся от прошлой классификации,— обязательная сдача технических нормативов. Естественно, что нормативы эти, представляющие основные элементы техники спортивных игр, усложняются по мере повышения разряда. Такое требование, стимулирующее подъем технического мастерства игроков, трудно переоценить. О характере норматива можно судить по тому, что из 30 штрафных бросков баскетболист-мастер должен реализовать 28, а третьеразрядник—18. Волейболисту 3-го разряда нужно из пяти подач дважды направить мяч и попасть им в правую и два раза в левую половину площадки.
Сдачу технических нормативов нужно организовать, как увлекательное соревнование и внутри коллектива и в масштабе города. При этом надо обязательно выявлять победителей и регистрировать высшие достижения.
Отдельные упражнения по техническим нормативам следует включать в программу различных соревнований. В частности, можно рекомендовать их для однодневных соревнований, посвященных открытию или закрытию сезона, дню баскетболиста, волейболиста или хоккеиста, знаменательным датам и т. п. Это будет хорошим средством популяризации нормативов и проверки уровня технической подготовленности игроков.
Новая классификация довольно проста. В то же время она сужает элемент случайности при присвоении разряда, не дает никому привилегий и серьезно поощряет рост технического мастерства. Можно полагать, что в новой классификации удалось избежать ряда ошибок классификаций прошлых лет.
Более того, нынешняя классификация пытается разрешить и то неизбежное противоречие между мастерством отдельного игрока и спортивными достижениями команды в целом. Федерации по спортивным играм будут ежегодно составлять списки сильнейших игроков Союза (25 — по баскетболу, 24 — по волейболу, 34 — по хоккею с шайбой, 22 — по хоккею с мячом). Такие же списки составит каждая республиканская федерация для своей республики (по видам игр соответственно— 15, 18, 34 и 22 игрока). Спортсмены, попавшие во всесоюзный список, получат право на присвоение звания мастера спорта, а спортсмены, попадающие в республиканские списки, станут перворазрядниками. Конечно, все они должны выполнить соответствующие технические нормативы. Таким образом, выдающийся игрок, если он даже играет в относительно слабой команде, может получить звание мастера спорта или первый разряд.
В ближайшее время новая классификация вместе с техническими нормативами будет разослана на места.
Сейчас главное — популяризировать новую классификацию. Ее нормы и требования должны стать известными каждому игроку. Только в этом случае новая классификация сделается мощным средством в борьбе за расширение массовости и рост мастерства в спортивных играх.
Спортивную классификацию уместно сравнить с классами школы. Приобретая постепенно опыт и повышая мастерство, спортсмен переходит из класса в класс, из разряда в разряд, поднимаясь, как по ступенькам, к высшему званию — мастера спорта. Нелегок этот путь, но сама система, ее постепенность и ступенчатость, открывает перед каждым новичком реальную перспективу спортивного роста.
Спортивная классификация введена у нас давно (более 15 лет) и сыграла немалую роль в повышении общего уровня нашего спорта.
Разумеется, чем продуманнее спортивная классификация, тем больше пользы она может принести. В тех видах спорта, где результаты измеряются секундами, сантиметрами и граммами, разработка спортивной классификации дело менее сложное. Когда же заходит речь о классификации в спортивных играх, приходится сталкиваться с большими трудностями. Недаром на протяжении последних полутора десятка лет классификация изменялась трижды.
Полноценного и справедливого решения до сих пор найти не удавалось. Одна из трудностей, с которой все время приходилось сталкиваться, состояла в том, что оценка индивидуального мастерства игрока целиком зависела от спортивных успехов всей команды в целом. Выдающийся игрок мог и не получить разряда, соответствующего его классу, если играл в слабой команде.
История поисков наиболее правильных принципов классификации в спортивных играх не лишена интереса и имеет большое практическое значение, потому что помогает понять и оценить новую классификацию, которая введена в действие с 1 января нынешнего года.
До 1940 года в основу классификации был положен масштаб соревнования (районное, городское, областное, республиканское). Чем выше соревнование по масштабу — тем выше разряд, присваивавшийся победителю. Но этот принцип привел к несправедливости.
Победителям, например, чемпионата республики по баскетболу в Литве и Таджикистане присваивали одинаковый разряд, хотя спортивная квалификация чемпионов Литвы, где этот вид спорта развит, несравненно выше, чем у чемпионов Таджикистана, где в баскетбол играют меньше.
В 1953 году классификацию изменили. На этот раз в основу взяли принцип оценки победы по квалификации проигравшей команды. Этот, в основе своей правильный, принцип был осложнен введением специальной таблицы, где каждая победа оценивалась в очках (соответственно квалификации побежденной команды).
Четыре года спустя эту систему усовершенствовали введением двух самостоятельных принципов. Для соревнований городского масштаба и ниже применялся количественный подход; чем больше участников соревнований-тем больше возможностей для получения высшего разряда. Однако попытка охватить все виды соревнований таблицами перевода очков оказалась несостоятельной.
Для более крупных по масштабу соревнований был применен турнирный принцип: разрядность турнира определялась по среднему разряду его участников. И в этом случае сложность предварительных подсчетов сильно затрудняла безошибочную классификацию участников турнира.
Одновременно в классификацию впервые были введены нормативы по технике. Они позволяли оценить спортивную подготовленность каждого игрока и стимулировали рост технического мастерства.
В новой классификации, которая введена сейчас, сделана попытка избежать прежних недостатков.
Какие же принципы положены теперь в основу классификации по баскетболу, волейболу, хоккею с шайбой и с мячом?
Их четыре:
1. Классификация базируется на качественном показателе.
2. Предельная простота и гибкость, позволяющая применять ее в любых соревнованиях.
3. Сдача классификационных норм побуждает участвовать в соревнованиях и систематически заниматься спортом.
4. Классификация способствует росту технического мастерства.
Как же решаются эти задачи? Разберем по порядку.
Когда мы говорим о качественном показателе, имеется в виду качество одержанных командой побед. Для оценки вводится разрядное деление команд: мастера, 1-й, 2-й, 3-й разряды и новички. У юношеских команд та же разрядность, но нет команд мастеров.
Разрядность команды определяется судьей, исходя из разрядной квалификации игроков (двух третей состава), принимавших непосредственное участие в данной встрече, и фиксируется в протоколе.
Классификация устанавливает минимальное число побед, в достижении которых участвовал игрок в течение года, над командами определенного разряда. Если условно рассматривать каждую победу, как разрядный балл, то окажется, что игрокам в течение года надо, в зависимости от разряда, набрать от 3 до 8 баллов.
Так, скажем, для получения III разряда игрок команды должен в течение года быть участником пяти побед. Для второразрядника необходимо, чтобы с его участием были одержаны 4 победы над командами II разряда или 8 побед над командами III разряда.
Такое построение классификации придает ей гибкость и дает возможность набирать разрядные баллы, в том числе и баллы мастера спорта, в различных соревнованиях. Если, например, игрок в одном соревновании набрал три балла из четырех, то недостающий балл он может получить в другом соревновании или даже выступая в составе другой команды (при переезде в другой город или при переходе в другой спортивный коллектив).
Для сохранения разряда требования уменьшаются вдвое.
Классифицируются только участники официальных соревнований, то есть тех, которые проводятся по календарю и обслуживаются судьями, имеющими судейское звание.
Спортсмен-разрядник должен регулярно тренироваться и систематически участвовать в соревнованиях. Поэтому классификационные требования включают и определенный минимум участия игрека в официальных встречах. Перворазряднику, скажем, надо не только добиться со своей командой за год четырех побед над командами 1-го разряда, но и участвовать, по крайней мере, в 16 официальных матчах городского масштаба. Смысл этого требования ясен: разрядник должен систематически заниматься спортом.
Это положение предъявляет определенные требования и к руководителям физкультурных организаций. Их прямой долг так организовать и провести спортивный календарь, чтобы спортсмен имел возможность выполнить разрядные требования. Календарь должен предусматривать участие каждой команды не менее, чем в 15—20 официальных матчах за год.
Не менее важно и другое положение, сохранившееся от прошлой классификации,— обязательная сдача технических нормативов. Естественно, что нормативы эти, представляющие основные элементы техники спортивных игр, усложняются по мере повышения разряда. Такое требование, стимулирующее подъем технического мастерства игроков, трудно переоценить. О характере норматива можно судить по тому, что из 30 штрафных бросков баскетболист-мастер должен реализовать 28, а третьеразрядник—18. Волейболисту 3-го разряда нужно из пяти подач дважды направить мяч и попасть им в правую и два раза в левую половину площадки.
Сдачу технических нормативов нужно организовать, как увлекательное соревнование и внутри коллектива и в масштабе города. При этом надо обязательно выявлять победителей и регистрировать высшие достижения.
Отдельные упражнения по техническим нормативам следует включать в программу различных соревнований. В частности, можно рекомендовать их для однодневных соревнований, посвященных открытию или закрытию сезона, дню баскетболиста, волейболиста или хоккеиста, знаменательным датам и т. п. Это будет хорошим средством популяризации нормативов и проверки уровня технической подготовленности игроков.
Новая классификация довольно проста. В то же время она сужает элемент случайности при присвоении разряда, не дает никому привилегий и серьезно поощряет рост технического мастерства. Можно полагать, что в новой классификации удалось избежать ряда ошибок классификаций прошлых лет.
Более того, нынешняя классификация пытается разрешить и то неизбежное противоречие между мастерством отдельного игрока и спортивными достижениями команды в целом. Федерации по спортивным играм будут ежегодно составлять списки сильнейших игроков Союза (25 — по баскетболу, 24 — по волейболу, 34 — по хоккею с шайбой, 22 — по хоккею с мячом). Такие же списки составит каждая республиканская федерация для своей республики (по видам игр соответственно— 15, 18, 34 и 22 игрока). Спортсмены, попавшие во всесоюзный список, получат право на присвоение звания мастера спорта, а спортсмены, попадающие в республиканские списки, станут перворазрядниками. Конечно, все они должны выполнить соответствующие технические нормативы. Таким образом, выдающийся игрок, если он даже играет в относительно слабой команде, может получить звание мастера спорта или первый разряд.
В ближайшее время новая классификация вместе с техническими нормативами будет разослана на места.
Сейчас главное — популяризировать новую классификацию. Ее нормы и требования должны стать известными каждому игроку. Только в этом случае новая классификация сделается мощным средством в борьбе за расширение массовости и рост мастерства в спортивных играх.
Н. СЕМАШКО