методики обучения баскетболу младших школьников
Просмотров: 10662
советский баскетбол: институт физической культуры имени Лесгафта
Можно ли обучать игре в баскетбол детей младшего школьного возраста?
Если говорить о возрасте играющих, баскетбол у нас и во всем мире с каждым годом «молодеет». Во многих городах и селах нашей страны (особенно в Литве и Латвии) можно наблюдать, как 9—10-летние ребятишки во дворах и на пришкольных площадках самозабвенно играют в баскетбол. В ряде школ довольно успешно осуществляются опыты ранней специализации по баскетболу.
Но перестройка системы общего среднего образования побуждает нас по-новому взглянуть на многие вопросы физического воспитания школьников.
Правильно ли, например, используется время, выделенное на уроки физкультуры в школе? До сих пор в программах по физическому воспитанию больше всего времени отводилось гимнастическим упражнениям и легкой атлетике. А игры, не менее доступные и ценные для физического развития под-
ростков, были незаслуженно отодвинуты на задний план. Учебные программы предусматривали более или менее основательные занятия баскетболом лишь начиная с 8-го класса, а в 5, 6 и 7-м классах лишь изучались отдельные технические элементы баскетбола и подводящие к нему игры.
Теперь, когда школы становятся восьмилетками, с прежней практикой обучения учащихся игре в баскетбол уже никак нельзя соглашаться! Многолетний опыт наших школьных преподавателей, исследования советских ученых (Акимова, Хромцовой и других), наконец, практика зарубежных специалистов (в частности, в начальных школах США, где баскетбол очень развит) убеждают, что обучение игре можно и нужно начинать по крайней мере с четвертого или даже с третьего класса.
Дети возраста 9—10 лет очень любят играть с мячом. И это понятно — ведь именно в эти годы ребята особенно подвижны, энергичны, эмоциональны. Школьники младших классов испытывают потребность в движениях, и игры просто необходимы для их правильного развития. К длительным физическим напряжениям организм детей такого возраста еще не подготовлен. Но при кратковременных разнообразных и интересных упражнениях младшие школьники сравнительно легко переносят довольно большую физическую нагрузку.
Все это проверено и обосновано физиологами и лишний раз показывает, как удивительно подходит баскетбол для 9—10-летних ребят. В самом деле, ведь эта игра построена на естественных, интересных для ребят движениях — беге, прыжках и метаниях. Игровые действия носят по преимуществу скоростной характер и не требуют значительных силовых напряжений. Да и сами напряжения чередуются с передышками.
Разнообразные формы бега, прыжков и метаний исключают однобокость в развитии детского организма. Наоборот, они помогают его всестороннему развитию. Переменные кратковременные нагрузки оказывают благотворное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы. Наконец, такая командная игра, как баскетбол, оказывает большое педагогическое влияние на младших школьников: она способствует воспитанию у ребят ловкости, быстроты, сообразительности, решимости, чувства дружбы и коллективизма.
Можно бы привести и много других доказательств того, как полезен баскетбол нашей детворе в раннем школьном возрасте, но и сказанного, по-моему, достаточно. Конечно, многие из тех, кто с 9—10 лет начал играть в баскетбол, в будущем могут найти иное спортивное призвание. Но тем, кто останется верен баскетболу, особенно важно обучиться игре сызмала. Как раз у детей раннего школьного возраста наблюдается повышенная возбудимость, большая впечатлительность, способность к подражанию, быстрому схватыванию и закреплению двигательных навыков. Поэтому освоенные в эти годы элементы техники и тактики баскетбола запоминаются, как говорится, на всю жизнь.
Каковы же особенности методики обучения баскетболу младших школьников? Какое влияние оказывает игра на их здоровье и развитие?
Изучение этого я начал еще в 1952 году. Продолжаю его и сейчас.
Особенно интересным был эксперимент, проведенный на протяжении нескольких лет, в 222-й школе Ленинграда. Из учеников третьих классов этой школы были созданы две опытные группы (мальчиков). В обе группы вошли ребята примерно одинакового уровня физического развития и подготовленности. Мальчики одной группы (экспериментальной) дважды в неделю по часу занимались баскетболом. Другая группа (контрольная) школьников занималась только на уроках физического воспитания. Над обеими группами ребят был установлен постоянный врачебный контроль.
Занятия по баскетболу в экспериментальной группе я проводил, основываясь на школьной программе, но дополняя ее специальными подвижными играми и некоторыми физическими упражнениями.
Составляя планы занятий, я исходил из того, что обучение юных баскетболистов должно базироваться на широкой общей физической подготовке. Общеразвивающим упражнениям уделялась, как правило, почти половина учебного времени.
Примерно до 35-го урока для общей физической подготовки использовались элементы гимнастики, легкой атлетики, акробатики. Затем мы добавили и элементы бокса, борьбы, фехтования (конечно, в «легкой», игровой форме). Время от времени наши школьники участвовали в лыжных походах или катались на коньках, а когда потеплело —> совершали длительные прогулки и бегали кроссы.
При обучении баскетболу в этом возрасте особенно важна строгая последовательность и постепенность перехода от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Планируя занятия с младшими школьниками, нужно предусмотреть специальный период подготовки к основному этапу работы, чтобы приспособить организм детей к сложным игровым условиям и более высоким физическим нагрузкам.
Поэтому наши ребята начали «играть в баскетбол», пользуясь теннисным мячом. Оказалось, что не только теннисный, но и любой маленький мяч годится для того, чтобы познакомить детей с основными правилами игры, научить их броскам, ловле и ведению мяча. Ребята усваивали эти приемы и в подвижных играх с метаниями, таких, как «перестрелка», «лишний мяч», «круговая лапта», «лапта со стойки», «пятнашки».
Примерно с двадцатого занятия дети начали упражняться с большим мячом — волейбольным. Ребята продолжали изучать технику бросков, ведения и передвижения с мячом. В этот период использовались подвижные игры, более близкие по содержанию к баскетболу, такие, как «крепость», «мяч в стойку», «защита булав».
На втором году обучения мы пользовались не только волейбольными, но и футбольными мячами. Эти мячи по объему и весу приблизительно в два раза меньше баскетбольных, а потому гораздо более соответствуют силам и физическим возможностям детей 9—10 лет.
Тут может возникнуть вопрос: останутся ли пригодными навыки действий с малыми мячами при переходе юных баскетболистов к игре мячом обычного размера? Проведенные наблюдения позволяют ответить на этот вопрос утвердительно.
Ребятам давалось задание: с места бросать в корзину разные мячи. При первом наблюдении у них было зафиксировано в среднем 22 процента попаданий волейбольным мячом и 16 процентов — баскетбольным. Но уже при втором наблюдении эти показатели оказались почти равными — 44 и 43 процента. Такая же картина наблюдалась и при бросках в корзину в движении.
Сказанное целиком относится и к высоте цели. Кольцо корзины поднималось постепенно. В основном периоде обучения броски проводились по корзине, расположенной уже на обычной высоте. При этом результативность бросков с игры неуклонно росла и после двух лет занятий достигла 21 процента попаданий. Для таких маленьких игроков это неплохой показатель.
Наш опыт еще раз убеждает, что в тренировках и играх баскетболистов младшего возраста без всякого ущерба для дальнейшего роста их мастерства можно применять упрощенные правила, играть мячами меньшего размера и веса, на меньшей площадке, с кольцом, расположенным на нормальной, обычной, высоте.
Какими самыми важными приемами техники смогли овладеть ребята за два года?
В первый год изучались: ловля мяча двумя руками, броски и передачи
одной рукой от плеча и двумя русыми от груди, ведение, остановки и -10-вороты с мячом, отвлекающие действия при передаче мяча, «держание» соперника с мячом. Во второй год: передачи одной рукой сбоку, снизу, бросок одной рукой от груди, передачи и броски двумя руками снизу обманные действия при прохода» под щит с ведением, подбор мяча, отскочившего от щита, «держание» нападающего, у которого нет мяча.
При этом я убедился, что наиболее подходящим для детей такого возраста является не расчлененный, а целостный метод изучения движений Детям более доступно и интересно изучать движение целиком, а не по частям. И здесь нужно переходить о-простого к сложному с помощью подводящих упражнений (с малыми мячами) и специально подобранных подвижных игр.
Каждый тренер понимает: одно дело — познакомить новичка с движением а другое — закрепить нужные двигательные навыки. Тут нужны многократные повторения. А для этого при обучении юных игроков самая подходящая форма — увлекательные соревнования.
Однако обычная двусторонняя игра тут не годится. Уж слишком большое возбуждение охватывает ребят в такой игре: о «технике» они и думать забывают! Поэтому, закрепляя двигательные навыки, хорошо использовать поначалу различные эстафеты и простые подвижные игры (без вступления играющих в единоборство). Здесь ребята соревнуются сначала на точность, а затем на быстроту выполнения технического приема.
Следующим этапом будет выполнение приема в условиях 'постепенно возрастающего противодействия «соперников». Тут подходят различные эстафеты, где действуют «нападающий» одной команды и «защитник» другой, несложные игры с элементами единоборства участников. И, наконец, последний этап — выполнение разученного приема в условиях двусторонней игры.
Только так удается правильно закрепить у игроков младшего возраста навыки технических приемов и создать необходимые предпосылки для овладения основами тактики.
Несколько замечаний о подвижных играх, полезных для обучения маленьких баскетболистов. О первых играх, не включающих элементы сопротивления (пятнашки с мячом, «круговая лапта»), я уже говорил.
На втором этапе изучения техники полезны игры, где нужно попасть в цель, защищаемую соперником («подвижная цель», «охотники и утки», «перестрелка»). Тут также еще нет непосредственной борьбы между играющими. Что касается передвижений с мячом в таких играх, то они с самого начала должны приближаться к движению по правилам баскетбола. Но для облегчения можно на первых порах разрешить делать не два, а три шага с мячом.
Далее используются игры, где обороняющиеся вступают в борьбу за мяч («крепость», «защита стойки» и другие). У команды, владеющей мячом, сначала должен быть численный перевес над соперниками. Потом этот перевес сокращается.
Во всех этих играх младшие школьники учатся попадать мячом в цель, пользоваться передачами (чтобы создать лучшую возможность для броска), правильно передвигаться с мячом в руках.
На следующем этапе обучения используются игры, приближенные к баскетболу («охотники», «мяч — капитану» и другие). Здесь расширяются возможности передвижения с мячом, возрастает сила противодействия игрокам, владеющим мячом. Затем можно переходить к различным вариантам самой игры в баскетбол.
Хочется только предупредить от одной беды: от слишком большой скученности играющих. В пылу борьбы ребята обычно сбиваются в общую кучу, и тут об изучении правильной техники и думать не приходится. Особенно нескладно получается, когда на игрока с мячом нападает сразу несколько защитников.
Поэтому рекомендую тренерам искусственно ограничивать на первых порах передвижения игроков и с этой целью делить площадку на несколько игровых зон.




Первый вариант — деление площадки на зоны по количеству играющих с каждой стороны (схема 1). В любой зоне игрок будет иметь лишь одного соперника. Так легче овладеть способами индивидуальной борьбы. Затем можно расширить свободу передвижения юных баскетболистов и увеличить число играющих в каждой зоне (с х е-м а 2). Далее идут варианты игры с численным перевесом одной из сторон. Например, одному игроку разобщается действовать в трех зонах, а остальным только в двух (схема 3).
Последний вариант (перед тренировкой по всем правилам баскетбола) —-игра, где ребята могут свободно передвигаться по всей площадке (с х е-м а 4). Однако и здесь, чтобы избежать скученности, надо проводить игру уменьшенными составами команд при численном перевесе одной из сторон. При этом мяч можно передавать не только играющим в поле, но и находящимся за боковыми линиями.
Говоря о подвижных играх, мы незаметно перешли к элементам тактики. И это естественно. Показывая, как правильно выполнить технический прием, нужно научить и тому, когда его правильно применять.
В 222-й школе я обучал ребят приемам простейшего коллективного взаимодействия между двумя и тремя нападающими, сначала при численном перевесе над защитниками (2x1 и 3x2), а затем при равенстве сил (2x2 и 3x3). Затем дети познакомились с системой личной защиты «игрок — игрока» («держи того, кто держит тебя») и нападением быстрым прорывом («опережай возвращающегося под свой щит противника, меньше пользуйся ведением, больше — передачами»).
Параллельно обучая детей техническим и тактическим основам игры, я старался учитывать, что младшие школьники еще не обладают развитой способностью к отвлеченному мышлению, как взрослые. Поэтому указания юным игрокам по тактике всегда вытекали из
конкретной игровой обстановки на площадке.
К концу второго года обучения я предоставлял ребятам больше самостоятельности в двусторонних играх, а затем проводил с ними небольшой разбор, стараясь, чтобы дети активно в нем участвовали, отвечали на простые вопросы — правильно ли поступали в данной обстановке они сами, их партнеры и соперники.
Какие же результаты дал проведенный двухлетний опыт? Прежде всего хочется напомнить, что главная цель эксперимента состояла вовсе не в том, чтобы воспитать баскетбольных «вундеркиндов», а в том, чтобы выяснить ценность ранних занятий баскетболом
для оздоровления и физического развития школьников младшего возраста.
Всесторонние врачебные исследования и анализы показали, что за 18 месяцев рост занимавшихся в опытной группе увеличился в среднем на 8,4 см, а в контрольной — на 7,9 см, окружность груди у ребят з опытной группе стала больше на 2,6 см, в контрольной— на 1,1 см; жизненная емкость легких у игравших в баскетбол возросла на 440 куб. см, а у не игравших — лишь на 230 куб. см; сила кисти возросла у юных баскетболистов на 6,1 кг, а у ребят из контрольной группы всего на 2,9 кг.
Таковы данные состояния здоровья и физического развития. Они говорят сами за себя. Но не менее интересные сведения получены и о физической подготовленности ребят в обеих группах. Все они во время эксперимента раз в три месяца выполняли контрольные упражнения: бег на 10 и 40 метров (отрезками по 5 и 10 м), прыжки с места в длину и в высоту (доставая рукой подвешенный предмет), подтягивание на перекладине и отжимание от пола в упоре лежа.
Что же оказалось, когда сравнили результаты до и после эксперимента? В обеих группах улучшились показатели физической подготовленности детей. Но у юных баскетболистов этот рост примерно на 40 процентов больше, чем у школьников из контрольной группы. Баскетболисты, например, стали прыгать в среднем на 64 см дальше и на 17 см выше, а остальные ребята— только на 51 см дальше и на 13 см выше. Первые стали отжиматься на 19 раз больше, а вторые — на 7 раз. Десять метров баскетболисты стали пробегать на 0,5 сек. быстрее, а дети из контрольной группы — лишь на 0,3 сек. быстрее.
Таким образом, занятия баскетболом дали маленьким школьникам хорошую физическую подготовленность. Не случайно ребята из опытной группы занимали ведущие места среди своих сверстников в школьных состязаниях по гимнастике, лыжным гонкам и легкой атлетике. Баскетбол, стало быть, послужил здесь хорошей основой для привлечения ребят к занятиям другими видами спорта.
Многих читателей, конечно, будет интересовать вопрос: а как же со специализацией в баскетболе? Добились ли спортивных успехов ребята, начавшие играть в баскетбол с 9—10 лет?
Да, наши лучшие юные баскетболисты, сохранившие пристрастие к игре, продолжают успешно совершенствоваться. В настоящее время многие из ребят, занимавшихся в опытных группах,— П. Шапорин, В. Дедух, Л. Вайнштейн и некоторые другие — неплохо выступают в юношеских командах в играх на первенство Ленинграда. И можно не сомневаться — чем более массовым будет обучение игре в баскетбол детей младшего школьного возраста, тем больше удастся выявить новых талантливых баскетболистов.
Наши опыты проводились (да и сейчас проводятся) в условиях внеклассной спортивной работы. Но полученные результаты позволяют выдвинуть требование, чтобы баскетбол, наряду с гимнастикой и легкой атлетикой, был включен в школьные программы занятий в 3—4-м классах. Там вполне возможно изучать простейшие элементы техники и тактики игры (особенно при помощи подвижных игр, подводящих к баскетболу).
Никакого специального помещения это не потребует. Использовать в обучении можно различные мячи (от теннисных и других маленьких мячей до волейбольных и футбольных). Что касается баскетбольного кольца и щита уменьшенных размеров, то их нетрудно изготовить в школьной мастерской и подвесить на нужной высоте в зале.
Пусть же баскетбол займет подобающее место в системе физического воспитания младших школьников — это поможет нам укрепить здоровье нашей детворы и еще лучше готовить достойную смену мастерам советского баскетбола.
Если говорить о возрасте играющих, баскетбол у нас и во всем мире с каждым годом «молодеет». Во многих городах и селах нашей страны (особенно в Литве и Латвии) можно наблюдать, как 9—10-летние ребятишки во дворах и на пришкольных площадках самозабвенно играют в баскетбол. В ряде школ довольно успешно осуществляются опыты ранней специализации по баскетболу.
Но перестройка системы общего среднего образования побуждает нас по-новому взглянуть на многие вопросы физического воспитания школьников.
Правильно ли, например, используется время, выделенное на уроки физкультуры в школе? До сих пор в программах по физическому воспитанию больше всего времени отводилось гимнастическим упражнениям и легкой атлетике. А игры, не менее доступные и ценные для физического развития под-
ростков, были незаслуженно отодвинуты на задний план. Учебные программы предусматривали более или менее основательные занятия баскетболом лишь начиная с 8-го класса, а в 5, 6 и 7-м классах лишь изучались отдельные технические элементы баскетбола и подводящие к нему игры.
Теперь, когда школы становятся восьмилетками, с прежней практикой обучения учащихся игре в баскетбол уже никак нельзя соглашаться! Многолетний опыт наших школьных преподавателей, исследования советских ученых (Акимова, Хромцовой и других), наконец, практика зарубежных специалистов (в частности, в начальных школах США, где баскетбол очень развит) убеждают, что обучение игре можно и нужно начинать по крайней мере с четвертого или даже с третьего класса.
Дети возраста 9—10 лет очень любят играть с мячом. И это понятно — ведь именно в эти годы ребята особенно подвижны, энергичны, эмоциональны. Школьники младших классов испытывают потребность в движениях, и игры просто необходимы для их правильного развития. К длительным физическим напряжениям организм детей такого возраста еще не подготовлен. Но при кратковременных разнообразных и интересных упражнениях младшие школьники сравнительно легко переносят довольно большую физическую нагрузку.
Все это проверено и обосновано физиологами и лишний раз показывает, как удивительно подходит баскетбол для 9—10-летних ребят. В самом деле, ведь эта игра построена на естественных, интересных для ребят движениях — беге, прыжках и метаниях. Игровые действия носят по преимуществу скоростной характер и не требуют значительных силовых напряжений. Да и сами напряжения чередуются с передышками.
Разнообразные формы бега, прыжков и метаний исключают однобокость в развитии детского организма. Наоборот, они помогают его всестороннему развитию. Переменные кратковременные нагрузки оказывают благотворное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы. Наконец, такая командная игра, как баскетбол, оказывает большое педагогическое влияние на младших школьников: она способствует воспитанию у ребят ловкости, быстроты, сообразительности, решимости, чувства дружбы и коллективизма.
Можно бы привести и много других доказательств того, как полезен баскетбол нашей детворе в раннем школьном возрасте, но и сказанного, по-моему, достаточно. Конечно, многие из тех, кто с 9—10 лет начал играть в баскетбол, в будущем могут найти иное спортивное призвание. Но тем, кто останется верен баскетболу, особенно важно обучиться игре сызмала. Как раз у детей раннего школьного возраста наблюдается повышенная возбудимость, большая впечатлительность, способность к подражанию, быстрому схватыванию и закреплению двигательных навыков. Поэтому освоенные в эти годы элементы техники и тактики баскетбола запоминаются, как говорится, на всю жизнь.
Каковы же особенности методики обучения баскетболу младших школьников? Какое влияние оказывает игра на их здоровье и развитие?
Изучение этого я начал еще в 1952 году. Продолжаю его и сейчас.
Особенно интересным был эксперимент, проведенный на протяжении нескольких лет, в 222-й школе Ленинграда. Из учеников третьих классов этой школы были созданы две опытные группы (мальчиков). В обе группы вошли ребята примерно одинакового уровня физического развития и подготовленности. Мальчики одной группы (экспериментальной) дважды в неделю по часу занимались баскетболом. Другая группа (контрольная) школьников занималась только на уроках физического воспитания. Над обеими группами ребят был установлен постоянный врачебный контроль.
Занятия по баскетболу в экспериментальной группе я проводил, основываясь на школьной программе, но дополняя ее специальными подвижными играми и некоторыми физическими упражнениями.
Составляя планы занятий, я исходил из того, что обучение юных баскетболистов должно базироваться на широкой общей физической подготовке. Общеразвивающим упражнениям уделялась, как правило, почти половина учебного времени.
Примерно до 35-го урока для общей физической подготовки использовались элементы гимнастики, легкой атлетики, акробатики. Затем мы добавили и элементы бокса, борьбы, фехтования (конечно, в «легкой», игровой форме). Время от времени наши школьники участвовали в лыжных походах или катались на коньках, а когда потеплело —> совершали длительные прогулки и бегали кроссы.
При обучении баскетболу в этом возрасте особенно важна строгая последовательность и постепенность перехода от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Планируя занятия с младшими школьниками, нужно предусмотреть специальный период подготовки к основному этапу работы, чтобы приспособить организм детей к сложным игровым условиям и более высоким физическим нагрузкам.
Поэтому наши ребята начали «играть в баскетбол», пользуясь теннисным мячом. Оказалось, что не только теннисный, но и любой маленький мяч годится для того, чтобы познакомить детей с основными правилами игры, научить их броскам, ловле и ведению мяча. Ребята усваивали эти приемы и в подвижных играх с метаниями, таких, как «перестрелка», «лишний мяч», «круговая лапта», «лапта со стойки», «пятнашки».
Примерно с двадцатого занятия дети начали упражняться с большим мячом — волейбольным. Ребята продолжали изучать технику бросков, ведения и передвижения с мячом. В этот период использовались подвижные игры, более близкие по содержанию к баскетболу, такие, как «крепость», «мяч в стойку», «защита булав».
На втором году обучения мы пользовались не только волейбольными, но и футбольными мячами. Эти мячи по объему и весу приблизительно в два раза меньше баскетбольных, а потому гораздо более соответствуют силам и физическим возможностям детей 9—10 лет.
Тут может возникнуть вопрос: останутся ли пригодными навыки действий с малыми мячами при переходе юных баскетболистов к игре мячом обычного размера? Проведенные наблюдения позволяют ответить на этот вопрос утвердительно.
Ребятам давалось задание: с места бросать в корзину разные мячи. При первом наблюдении у них было зафиксировано в среднем 22 процента попаданий волейбольным мячом и 16 процентов — баскетбольным. Но уже при втором наблюдении эти показатели оказались почти равными — 44 и 43 процента. Такая же картина наблюдалась и при бросках в корзину в движении.
Сказанное целиком относится и к высоте цели. Кольцо корзины поднималось постепенно. В основном периоде обучения броски проводились по корзине, расположенной уже на обычной высоте. При этом результативность бросков с игры неуклонно росла и после двух лет занятий достигла 21 процента попаданий. Для таких маленьких игроков это неплохой показатель.
Наш опыт еще раз убеждает, что в тренировках и играх баскетболистов младшего возраста без всякого ущерба для дальнейшего роста их мастерства можно применять упрощенные правила, играть мячами меньшего размера и веса, на меньшей площадке, с кольцом, расположенным на нормальной, обычной, высоте.
* *
Какими самыми важными приемами техники смогли овладеть ребята за два года?
В первый год изучались: ловля мяча двумя руками, броски и передачи
одной рукой от плеча и двумя русыми от груди, ведение, остановки и -10-вороты с мячом, отвлекающие действия при передаче мяча, «держание» соперника с мячом. Во второй год: передачи одной рукой сбоку, снизу, бросок одной рукой от груди, передачи и броски двумя руками снизу обманные действия при прохода» под щит с ведением, подбор мяча, отскочившего от щита, «держание» нападающего, у которого нет мяча.
При этом я убедился, что наиболее подходящим для детей такого возраста является не расчлененный, а целостный метод изучения движений Детям более доступно и интересно изучать движение целиком, а не по частям. И здесь нужно переходить о-простого к сложному с помощью подводящих упражнений (с малыми мячами) и специально подобранных подвижных игр.
Каждый тренер понимает: одно дело — познакомить новичка с движением а другое — закрепить нужные двигательные навыки. Тут нужны многократные повторения. А для этого при обучении юных игроков самая подходящая форма — увлекательные соревнования.
Однако обычная двусторонняя игра тут не годится. Уж слишком большое возбуждение охватывает ребят в такой игре: о «технике» они и думать забывают! Поэтому, закрепляя двигательные навыки, хорошо использовать поначалу различные эстафеты и простые подвижные игры (без вступления играющих в единоборство). Здесь ребята соревнуются сначала на точность, а затем на быстроту выполнения технического приема.
Следующим этапом будет выполнение приема в условиях 'постепенно возрастающего противодействия «соперников». Тут подходят различные эстафеты, где действуют «нападающий» одной команды и «защитник» другой, несложные игры с элементами единоборства участников. И, наконец, последний этап — выполнение разученного приема в условиях двусторонней игры.
Только так удается правильно закрепить у игроков младшего возраста навыки технических приемов и создать необходимые предпосылки для овладения основами тактики.
Несколько замечаний о подвижных играх, полезных для обучения маленьких баскетболистов. О первых играх, не включающих элементы сопротивления (пятнашки с мячом, «круговая лапта»), я уже говорил.
На втором этапе изучения техники полезны игры, где нужно попасть в цель, защищаемую соперником («подвижная цель», «охотники и утки», «перестрелка»). Тут также еще нет непосредственной борьбы между играющими. Что касается передвижений с мячом в таких играх, то они с самого начала должны приближаться к движению по правилам баскетбола. Но для облегчения можно на первых порах разрешить делать не два, а три шага с мячом.
Далее используются игры, где обороняющиеся вступают в борьбу за мяч («крепость», «защита стойки» и другие). У команды, владеющей мячом, сначала должен быть численный перевес над соперниками. Потом этот перевес сокращается.
Во всех этих играх младшие школьники учатся попадать мячом в цель, пользоваться передачами (чтобы создать лучшую возможность для броска), правильно передвигаться с мячом в руках.
На следующем этапе обучения используются игры, приближенные к баскетболу («охотники», «мяч — капитану» и другие). Здесь расширяются возможности передвижения с мячом, возрастает сила противодействия игрокам, владеющим мячом. Затем можно переходить к различным вариантам самой игры в баскетбол.
Хочется только предупредить от одной беды: от слишком большой скученности играющих. В пылу борьбы ребята обычно сбиваются в общую кучу, и тут об изучении правильной техники и думать не приходится. Особенно нескладно получается, когда на игрока с мячом нападает сразу несколько защитников.
Поэтому рекомендую тренерам искусственно ограничивать на первых порах передвижения игроков и с этой целью делить площадку на несколько игровых зон.




Первый вариант — деление площадки на зоны по количеству играющих с каждой стороны (схема 1). В любой зоне игрок будет иметь лишь одного соперника. Так легче овладеть способами индивидуальной борьбы. Затем можно расширить свободу передвижения юных баскетболистов и увеличить число играющих в каждой зоне (с х е-м а 2). Далее идут варианты игры с численным перевесом одной из сторон. Например, одному игроку разобщается действовать в трех зонах, а остальным только в двух (схема 3).
Последний вариант (перед тренировкой по всем правилам баскетбола) —-игра, где ребята могут свободно передвигаться по всей площадке (с х е-м а 4). Однако и здесь, чтобы избежать скученности, надо проводить игру уменьшенными составами команд при численном перевесе одной из сторон. При этом мяч можно передавать не только играющим в поле, но и находящимся за боковыми линиями.
Говоря о подвижных играх, мы незаметно перешли к элементам тактики. И это естественно. Показывая, как правильно выполнить технический прием, нужно научить и тому, когда его правильно применять.
В 222-й школе я обучал ребят приемам простейшего коллективного взаимодействия между двумя и тремя нападающими, сначала при численном перевесе над защитниками (2x1 и 3x2), а затем при равенстве сил (2x2 и 3x3). Затем дети познакомились с системой личной защиты «игрок — игрока» («держи того, кто держит тебя») и нападением быстрым прорывом («опережай возвращающегося под свой щит противника, меньше пользуйся ведением, больше — передачами»).
Параллельно обучая детей техническим и тактическим основам игры, я старался учитывать, что младшие школьники еще не обладают развитой способностью к отвлеченному мышлению, как взрослые. Поэтому указания юным игрокам по тактике всегда вытекали из
конкретной игровой обстановки на площадке.
К концу второго года обучения я предоставлял ребятам больше самостоятельности в двусторонних играх, а затем проводил с ними небольшой разбор, стараясь, чтобы дети активно в нем участвовали, отвечали на простые вопросы — правильно ли поступали в данной обстановке они сами, их партнеры и соперники.
* * *
Какие же результаты дал проведенный двухлетний опыт? Прежде всего хочется напомнить, что главная цель эксперимента состояла вовсе не в том, чтобы воспитать баскетбольных «вундеркиндов», а в том, чтобы выяснить ценность ранних занятий баскетболом
для оздоровления и физического развития школьников младшего возраста.
Всесторонние врачебные исследования и анализы показали, что за 18 месяцев рост занимавшихся в опытной группе увеличился в среднем на 8,4 см, а в контрольной — на 7,9 см, окружность груди у ребят з опытной группе стала больше на 2,6 см, в контрольной— на 1,1 см; жизненная емкость легких у игравших в баскетбол возросла на 440 куб. см, а у не игравших — лишь на 230 куб. см; сила кисти возросла у юных баскетболистов на 6,1 кг, а у ребят из контрольной группы всего на 2,9 кг.
Таковы данные состояния здоровья и физического развития. Они говорят сами за себя. Но не менее интересные сведения получены и о физической подготовленности ребят в обеих группах. Все они во время эксперимента раз в три месяца выполняли контрольные упражнения: бег на 10 и 40 метров (отрезками по 5 и 10 м), прыжки с места в длину и в высоту (доставая рукой подвешенный предмет), подтягивание на перекладине и отжимание от пола в упоре лежа.
Что же оказалось, когда сравнили результаты до и после эксперимента? В обеих группах улучшились показатели физической подготовленности детей. Но у юных баскетболистов этот рост примерно на 40 процентов больше, чем у школьников из контрольной группы. Баскетболисты, например, стали прыгать в среднем на 64 см дальше и на 17 см выше, а остальные ребята— только на 51 см дальше и на 13 см выше. Первые стали отжиматься на 19 раз больше, а вторые — на 7 раз. Десять метров баскетболисты стали пробегать на 0,5 сек. быстрее, а дети из контрольной группы — лишь на 0,3 сек. быстрее.
Таким образом, занятия баскетболом дали маленьким школьникам хорошую физическую подготовленность. Не случайно ребята из опытной группы занимали ведущие места среди своих сверстников в школьных состязаниях по гимнастике, лыжным гонкам и легкой атлетике. Баскетбол, стало быть, послужил здесь хорошей основой для привлечения ребят к занятиям другими видами спорта.
Многих читателей, конечно, будет интересовать вопрос: а как же со специализацией в баскетболе? Добились ли спортивных успехов ребята, начавшие играть в баскетбол с 9—10 лет?
Да, наши лучшие юные баскетболисты, сохранившие пристрастие к игре, продолжают успешно совершенствоваться. В настоящее время многие из ребят, занимавшихся в опытных группах,— П. Шапорин, В. Дедух, Л. Вайнштейн и некоторые другие — неплохо выступают в юношеских командах в играх на первенство Ленинграда. И можно не сомневаться — чем более массовым будет обучение игре в баскетбол детей младшего школьного возраста, тем больше удастся выявить новых талантливых баскетболистов.
Наши опыты проводились (да и сейчас проводятся) в условиях внеклассной спортивной работы. Но полученные результаты позволяют выдвинуть требование, чтобы баскетбол, наряду с гимнастикой и легкой атлетикой, был включен в школьные программы занятий в 3—4-м классах. Там вполне возможно изучать простейшие элементы техники и тактики игры (особенно при помощи подвижных игр, подводящих к баскетболу).
Никакого специального помещения это не потребует. Использовать в обучении можно различные мячи (от теннисных и других маленьких мячей до волейбольных и футбольных). Что касается баскетбольного кольца и щита уменьшенных размеров, то их нетрудно изготовить в школьной мастерской и подвесить на нужной высоте в зале.
Пусть же баскетбол займет подобающее место в системе физического воспитания младших школьников — это поможет нам укрепить здоровье нашей детворы и еще лучше готовить достойную смену мастерам советского баскетбола.
Ю. ПОРТНЫХ, старший преподаватель института физической культуры им. Лесгафта
Ленинград
Ленинград