методики обучения баскетболу младших школьников

Просмотров: 6783
Можно ли обучать игре в баскетбол детей младшего школьного возраста?

Если говорить о возрасте играющих, баскетбол у нас и во всем мире с каждым годом «молодеет». Во многих городах и селах нашей страны (особенно в Литве и Латвии) можно наблюдать, как 9—10-летние ребятишки во дворах и на пришкольных площадках самозабвенно играют в баскетбол. В ряде школ довольно успешно осуществляются опыты ранней специализации по баскетболу.

Но перестройка системы общего среднего образования побуждает нас по-новому взглянуть на многие вопросы физического воспитания школьников.
Правильно ли, например, используется время, выделенное на уроки физкультуры в школе? До сих пор в программах по физическому воспитанию больше всего времени отводилось гимнастическим упражнениям и легкой атлетике. А игры, не менее доступные и ценные для физического развития под-
ростков, были незаслуженно отодвинуты на задний план. Учебные программы предусматривали более или менее основательные занятия баскетболом лишь начиная с 8-го класса, а в 5, 6 и 7-м классах лишь изучались отдельные технические элементы баскетбола и подводящие к нему игры.
Теперь, когда школы становятся восьмилетками, с прежней практикой обучения учащихся игре в баскетбол уже никак нельзя соглашаться! Многолетний опыт наших школьных преподавателей, исследования советских ученых (Акимова, Хромцовой и других), наконец, практика зарубежных специалистов (в частности, в начальных школах США, где баскетбол очень развит) убеждают, что обучение игре можно и нужно начинать по крайней мере с четвертого или даже с третьего класса.
Дети возраста 9—10 лет очень любят играть с мячом. И это понятно — ведь именно в эти годы ребята особенно подвижны, энергичны, эмоциональны. Школьники младших классов испытывают потребность в движениях, и игры просто необходимы для их правильного развития. К длительным физическим напряжениям организм детей такого возраста еще не подготовлен. Но при кратковременных разнообразных и интересных упражнениях младшие школьники сравнительно легко переносят довольно большую физическую нагрузку.

Все это проверено и обосновано физиологами и лишний раз показывает, как удивительно подходит баскетбол для 9—10-летних ребят. В самом деле, ведь эта игра построена на естественных, интересных для ребят движениях — беге, прыжках и метаниях. Игровые действия носят по преимуществу скоростной характер и не требуют значительных силовых напряжений. Да и сами напряжения чередуются с передышками.

Разнообразные формы бега, прыжков и метаний исключают однобокость в развитии детского организма. Наоборот, они помогают его всестороннему развитию. Переменные кратковременные нагрузки оказывают благотворное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы. Наконец, такая командная игра, как баскетбол, оказывает большое педагогическое влияние на младших школьников: она способствует воспитанию у ребят ловкости, быстроты, сообразительности, решимости, чувства дружбы и коллективизма.

Можно бы привести и много других доказательств того, как полезен баскетбол нашей детворе в раннем школьном возрасте, но и сказанного, по-моему, достаточно. Конечно, многие из тех, кто с 9—10 лет начал играть в баскетбол, в будущем могут найти иное спортивное призвание. Но тем, кто останется верен баскетболу, особенно важно обучиться игре сызмала. Как раз у детей раннего школьного возраста наблюдается повышенная возбудимость, большая впечатлительность, способность к подражанию, быстрому схватыванию и закреплению двигательных навыков. Поэтому освоенные в эти годы элементы техники и тактики баскетбола запоминаются, как говорится, на всю жизнь.

Каковы же особенности методики обучения баскетболу младших школьников? Какое влияние оказывает игра на их здоровье и развитие?
Изучение этого я начал еще в 1952 году. Продолжаю его и сейчас.

Особенно интересным был эксперимент, проведенный на протяжении нескольких лет, в 222-й школе Ленинграда. Из учеников третьих классов этой школы были созданы две опытные группы (мальчиков). В обе группы вошли ребята примерно одинакового уровня физического развития и подготовленности. Мальчики одной группы (экспериментальной) дважды в неделю по часу занимались баскетболом. Другая группа (контрольная) школьников занималась только на уроках физического воспитания. Над обеими группами ребят был установлен постоянный врачебный контроль.
Занятия по баскетболу в экспериментальной группе я проводил, основываясь на школьной программе, но дополняя ее специальными подвижными играми и некоторыми физическими упражнениями.

Составляя планы занятий, я исходил из того, что обучение юных баскетболистов должно базироваться на широкой общей физической подготовке.
Общеразвивающим упражнениям уделялась, как правило, почти половина учебного времени.
Примерно до 35-го урока для общей физической подготовки использовались элементы гимнастики, легкой атлетики, акробатики. Затем мы добавили и элементы бокса, борьбы, фехтования (конечно, в «легкой», игровой форме). Время от времени наши школьники участвовали в лыжных походах или катались на коньках, а когда потеплело —> совершали длительные прогулки и бегали кроссы.
При обучении баскетболу в этом возрасте особенно важна строгая последовательность и постепенность перехода от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Планируя занятия с младшими школьниками, нужно предусмотреть специальный период подготовки к основному этапу работы, чтобы приспособить организм детей к сложным игровым условиям и более высоким физическим нагрузкам.

Поэтому наши ребята начали «играть в баскетбол», пользуясь теннисным мячом. Оказалось, что не только теннисный, но и любой маленький мяч годится для того, чтобы познакомить детей с основными правилами игры, научить их броскам, ловле и ведению мяча. Ребята усваивали эти приемы и в подвижных играх с метаниями, таких, как «перестрелка», «лишний мяч», «круговая лапта», «лапта со стойки», «пятнашки».
Примерно с двадцатого занятия дети начали упражняться с большим мячом — волейбольным. Ребята продолжали изучать технику бросков, ведения и передвижения с мячом. В этот период использовались подвижные игры, более близкие по содержанию к баскетболу, такие, как «крепость», «мяч в стойку», «защита булав».

На втором году обучения мы пользовались не только волейбольными, но и футбольными мячами. Эти мячи по объему и весу приблизительно в два раза меньше баскетбольных, а потому гораздо более соответствуют силам и физическим возможностям детей 9—10 лет.
Тут может возникнуть вопрос: останутся ли пригодными навыки действий с малыми мячами при переходе юных баскетболистов к игре мячом обычного размера? Проведенные наблюдения позволяют ответить на этот вопрос утвердительно.
Ребятам давалось задание: с места бросать в корзину разные мячи. При первом наблюдении у них было зафиксировано в среднем 22 процента попаданий волейбольным мячом и 16 процентов — баскетбольным. Но уже при втором наблюдении эти показатели оказались почти равными — 44 и 43 процента. Такая же картина наблюдалась и при бросках в корзину в движении.

Сказанное целиком относится и к высоте цели. Кольцо корзины поднималось постепенно. В основном периоде обучения броски проводились по корзине, расположенной уже на обычной высоте. При этом результативность бросков с игры неуклонно росла и после двух лет занятий достигла 21 процента попаданий. Для таких маленьких игроков это неплохой показатель.

Наш опыт еще раз убеждает, что в тренировках и играх баскетболистов младшего возраста без всякого ущерба для дальнейшего роста их мастерства можно применять упрощенные правила, играть мячами меньшего размера и веса, на меньшей площадке, с кольцом, расположенным на нормальной, обычной, высоте.


* *


Какими самыми важными приемами техники смогли овладеть ребята за два года?
В первый год изучались: ловля мяча двумя руками, броски и передачи
одной рукой от плеча и двумя русыми от груди, ведение, остановки и -10-вороты с мячом, отвлекающие действия при передаче мяча, «держание» соперника с мячом. Во второй год: передачи одной рукой сбоку, снизу, бросок одной рукой от груди, передачи и броски двумя руками снизу обманные действия при прохода» под щит с ведением, подбор мяча, отскочившего от щита, «держание» нападающего, у которого нет мяча.
При этом я убедился, что наиболее подходящим для детей такого возраста является не расчлененный, а целостный метод изучения движений Детям более доступно и интересно изучать движение целиком, а не по частям. И здесь нужно переходить о-простого к сложному с помощью подводящих упражнений (с малыми мячами) и специально подобранных подвижных игр.

Каждый тренер понимает: одно дело — познакомить новичка с движением а другое — закрепить нужные двигательные навыки. Тут нужны многократные повторения. А для этого при обучении юных игроков самая подходящая форма — увлекательные соревнования.

Однако обычная двусторонняя игра тут не годится. Уж слишком большое возбуждение охватывает ребят в такой игре: о «технике» они и думать забывают! Поэтому, закрепляя двигательные навыки, хорошо использовать поначалу различные эстафеты и простые подвижные игры (без вступления играющих в единоборство). Здесь ребята соревнуются сначала на точность, а затем на быстроту выполнения технического приема.
Следующим этапом будет выполнение приема в условиях 'постепенно возрастающего противодействия «соперников». Тут подходят различные эстафеты, где действуют «нападающий» одной команды и «защитник» другой, несложные игры с элементами единоборства участников. И, наконец, последний этап — выполнение разученного приема в условиях двусторонней игры.
Только так удается правильно закрепить у игроков младшего возраста навыки технических приемов и создать необходимые предпосылки для овладения основами тактики.

Несколько замечаний о подвижных играх, полезных для обучения маленьких баскетболистов. О первых играх, не включающих элементы сопротивления (пятнашки с мячом, «круговая лапта»), я уже говорил.
На втором этапе изучения техники полезны игры, где нужно попасть в цель, защищаемую соперником («подвижная цель», «охотники и утки», «перестрелка»). Тут также еще нет непосредственной борьбы между играющими. Что касается передвижений с мячом в таких играх, то они с самого начала должны приближаться к движению по правилам баскетбола. Но для облегчения можно на первых порах разрешить делать не два, а три шага с мячом.

Далее используются игры, где обороняющиеся вступают в борьбу за мяч («крепость», «защита стойки» и другие). У команды, владеющей мячом, сначала должен быть численный перевес над соперниками. Потом этот перевес сокращается.
Во всех этих играх младшие школьники учатся попадать мячом в цель, пользоваться передачами (чтобы создать лучшую возможность для броска), правильно передвигаться с мячом в руках.
На следующем этапе обучения используются игры, приближенные к баскетболу («охотники», «мяч — капитану» и другие). Здесь расширяются возможности передвижения с мячом, возрастает сила противодействия игрокам, владеющим мячом. Затем можно переходить к различным вариантам самой игры в баскетбол.

Хочется только предупредить от одной беды: от слишком большой скученности играющих. В пылу борьбы ребята обычно сбиваются в общую кучу, и тут об изучении правильной техники и думать не приходится. Особенно нескладно получается, когда на игрока с мячом нападает сразу несколько защитников.
Поэтому рекомендую тренерам искусственно ограничивать на первых порах передвижения игроков и с этой целью делить площадку на несколько игровых зон.

методики обучения баскетболу младших школьников
методики обучения баскетболу младших школьников
методики обучения баскетболу младших школьников
методики обучения баскетболу младших школьников



Первый вариант — деление площадки на зоны по количеству играющих с каждой стороны (схема 1). В любой зоне игрок будет иметь лишь одного соперника. Так легче овладеть способами индивидуальной борьбы. Затем можно расширить свободу передвижения юных баскетболистов и увеличить число играющих в каждой зоне (с х е-м а 2). Далее идут варианты игры с численным перевесом одной из сторон. Например, одному игроку разобщается действовать в трех зонах, а остальным только в двух (схема 3).
Последний вариант (перед тренировкой по всем правилам баскетбола) —-игра, где ребята могут свободно передвигаться по всей площадке (с х е-м а 4). Однако и здесь, чтобы избежать скученности, надо проводить игру уменьшенными составами команд при численном перевесе одной из сторон. При этом мяч можно передавать не только играющим в поле, но и находящимся за боковыми линиями.
Говоря о подвижных играх, мы незаметно перешли к элементам тактики. И это естественно. Показывая, как правильно выполнить технический прием, нужно научить и тому, когда его правильно применять.
В 222-й школе я обучал ребят приемам простейшего коллективного взаимодействия между двумя и тремя нападающими, сначала при численном перевесе над защитниками (2x1 и 3x2), а затем при равенстве сил (2x2 и 3x3). Затем дети познакомились с системой личной защиты «игрок — игрока» («держи того, кто держит тебя») и нападением быстрым прорывом («опережай возвращающегося под свой щит противника, меньше пользуйся ведением, больше — передачами»).
Параллельно обучая детей техническим и тактическим основам игры, я старался учитывать, что младшие школьники еще не обладают развитой способностью к отвлеченному мышлению, как взрослые. Поэтому указания юным игрокам по тактике всегда вытекали из
конкретной игровой обстановки на площадке.
К концу второго года обучения я предоставлял ребятам больше самостоятельности в двусторонних играх, а затем проводил с ними небольшой разбор, стараясь, чтобы дети активно в нем участвовали, отвечали на простые вопросы — правильно ли поступали в данной обстановке они сами, их партнеры и соперники.

* * *


Какие же результаты дал проведенный двухлетний опыт? Прежде всего хочется напомнить, что главная цель эксперимента состояла вовсе не в том, чтобы воспитать баскетбольных «вундеркиндов», а в том, чтобы выяснить ценность ранних занятий баскетболом
для оздоровления и физического развития школьников младшего возраста.
Всесторонние врачебные исследования и анализы показали, что за 18 месяцев рост занимавшихся в опытной группе увеличился в среднем на 8,4 см, а в контрольной — на 7,9 см, окружность груди у ребят з опытной группе стала больше на 2,6 см, в контрольной— на 1,1 см; жизненная емкость легких у игравших в баскетбол возросла на 440 куб. см, а у не игравших — лишь на 230 куб. см; сила кисти возросла у юных баскетболистов на 6,1 кг, а у ребят из контрольной группы всего на 2,9 кг.
Таковы данные состояния здоровья и физического развития. Они говорят сами за себя. Но не менее интересные сведения получены и о физической подготовленности ребят в обеих группах. Все они во время эксперимента раз в три месяца выполняли контрольные упражнения: бег на 10 и 40 метров (отрезками по 5 и 10 м), прыжки с места в длину и в высоту (доставая рукой подвешенный предмет), подтягивание на перекладине и отжимание от пола в упоре лежа.

Что же оказалось, когда сравнили результаты до и после эксперимента? В обеих группах улучшились показатели физической подготовленности детей. Но у юных баскетболистов этот рост примерно на 40 процентов больше, чем у школьников из контрольной группы. Баскетболисты, например, стали прыгать в среднем на 64 см дальше и на 17 см выше, а остальные ребята— только на 51 см дальше и на 13 см выше. Первые стали отжиматься на 19 раз больше, а вторые — на 7 раз. Десять метров баскетболисты стали пробегать на 0,5 сек. быстрее, а дети из контрольной группы — лишь на 0,3 сек. быстрее.
Таким образом, занятия баскетболом дали маленьким школьникам хорошую физическую подготовленность. Не случайно ребята из опытной группы занимали ведущие места среди своих сверстников в школьных состязаниях по гимнастике, лыжным гонкам и легкой атлетике. Баскетбол, стало быть, послужил здесь хорошей основой для привлечения ребят к занятиям другими видами спорта.
Многих читателей, конечно, будет интересовать вопрос: а как же со специализацией в баскетболе? Добились ли спортивных успехов ребята, начавшие играть в баскетбол с 9—10 лет?

Да, наши лучшие юные баскетболисты, сохранившие пристрастие к игре, продолжают успешно совершенствоваться. В настоящее время многие из ребят, занимавшихся в опытных группах,— П. Шапорин, В. Дедух, Л. Вайнштейн и некоторые другие — неплохо выступают в юношеских командах в играх на первенство Ленинграда. И можно не сомневаться — чем более массовым будет обучение игре в баскетбол детей младшего школьного возраста, тем больше удастся выявить новых талантливых баскетболистов.

Наши опыты проводились (да и сейчас проводятся) в условиях внеклассной спортивной работы. Но полученные результаты позволяют выдвинуть требование, чтобы баскетбол, наряду с гимнастикой и легкой атлетикой, был включен в школьные программы занятий в 3—4-м классах. Там вполне возможно изучать простейшие элементы техники и тактики игры (особенно при помощи подвижных игр, подводящих к баскетболу).
Никакого специального помещения это не потребует. Использовать в обучении можно различные мячи (от теннисных и других маленьких мячей до волейбольных и футбольных). Что касается баскетбольного кольца и щита уменьшенных размеров, то их нетрудно изготовить в школьной мастерской и подвесить на нужной высоте в зале.

Пусть же баскетбол займет подобающее место в системе физического воспитания младших школьников — это поможет нам укрепить здоровье нашей детворы и еще лучше готовить достойную смену мастерам советского баскетбола.

Ю. ПОРТНЫХ, старший преподаватель института физической культуры им. Лесгафта
Ленинград

Баскетбол СССР

  • Обратная связь

Советский баскетбол

1955 баскетбол, 1957 баскетбол, 1958 баскетбол, Адольф Рапп, Айварс Леончик, Айно Вярк, Алвилс Гулбис, Алвис Гулбис, Алеан Дадукин, Александр Белов, Александр Болошев, Александр Гомельский, Александр Зимин, Александр Зинин, Александр Кандель, Александр Петров, Александра Рога, Алжан Жармухамедов, Алиса Аситашвили, Альберт Арнольдов, Амаури, Анатолий Конев, Анатолий Поливода, Аркадий Бочкарев, Арменак Алачачян, Барб Джинджерард, Барбара Сайпс, Билл Рассел, Билл Рассэл, Билл Хуглэнд, Билл Шерман, Боб Коуси, Борис Федотов, Валдис Муйжниекс, Валдис Скалдерс, Валентина Авдеева, Валентина Егорова, Валентина Журавлева, Валентина Копылова, Валентина Костикова, Валентина Куллам, Валентина Миронова, Валеся Куллам, Ваня Войнова, Василий Колпаков, Вера Кулагина, Вера Тетерина, Вера Шевченко, Виктор Гаевский, Виктор Горохов, Виктор Григорьев, Виктор Зубков, Виорика Никулеску, Владимир Горохов, Владимир Торбан, Владимир Шостка, Всесоюзная Спартакиада, Всесоюзная секция баскетбола, Галина Степина, Галина Факторова, Галина Федорова, Галина Ярошевская, Геннадий Вольнов, Георгий Никитин, Гражина Тулявичуте, Гунарс Силиньш, Гунтар Муйжниекс, Гурам Абашидзе, Гурам Минашвили, Давид Иоселиани, Дагмара Губалкова, Даугава (Рига), Дзидра Карамышева, Евгений Бокуняев, Евгений Казаков, Евгений Яхонтов, Елена Мазлова-Адамирова, Елена Щасливцева, Жальгирис (Каунас), Женская молодежная сборная СССР по баскетболу, Женская сборная СССР по баскетболу, Зинаида Каменская, Зинаида Шалаева, Зиновий Генкин, Иван Дворный, Иван Едешко, Иван Лысов, Ивар Веритис, Игорь Преображенский, Ильмар Куллам, Ингрида Струповича, Ионас Радикас, Казис Петкявичус, Константин Травин, Кристина Пабьянчик, Кубок Европы по баскетболу, Леван Мосешвили Нина Максимельянова, Леон Янковский, Лигита Сивиня, Лидия Алексеева, Лидия Антониковская, Литовская республиканская секция баскетбола, Любовь Малиновская, Людмила Артюхова, Людмила Данилова, Людмила Еремина, Людмила Куканова, Майгонис Валдманис, Майя Отса, Маргарита Хомутова, Марет Отса, Мария Козловская, Михаил Коркия, Михаил Семенов, Михаил Студенецкий, Надежда Долгорук, Надежда Семенова, Николай Балабанов, Николай Бешкарев, Нина Арцишевская, Нина Еремина, Нина Зазнобина, Нина Любовинкина, Нина Максимельянова, Нина Максимова, Нина Пименова, Нина Познанская, Нина Семашко, О Дён Сук, ОСК (Рига), Олгерт Хехтс, Ольга Журавлева, Ольгерт Хехтс, Павел Баранов, Павел Цетлин, Равиля Салимова, Раиса Кузнецова, Раиса Маментьева, Раиса Михайлова, Раймонд Карнитис, Роберто Зар, Романо Форастьери, Ромуальда Олесевич, СКИФ (Киев), СКИФ (Ленинград), Светлана Обидина, Секция баскетбола СССР, Сергеи Белов, Сергей Беляев, Сергей Коваленко, Скайдрите Смилдзиня, Скаудрите Смилдзиня, Соломон Хаймов, Спартакиада народов СССР, Станисловас Стонкус, Степан Бутаутас, Степан Спандарян, Степас Бутаутас, ТТТ Рига, Тагу Саурис, Таливалдис Гаварс, Тамара Кучеренко, Тамара Моисеева, Тамара Пантелеева, Татьяна Зельдович, Татьяна Кудрявцева, Теобальд Калхерт, Увайс Ахтаев, ФИБА, Хелена Битнере, Чемпионат СССР по баскетболу, Эне Китинг, Эне Китсинг, Юрате Дактарайте, Юрий Калныньш, Юрий Корнеев, Юрий Озеров, Янис Гринбергас, Янис Давиде, Янис Круминьш, американский баскетбол, анализ баскетбола, баскетбол анализ, борьба за отскок, броски в баскетболе, грузинский баскетбол, институт физической культуры имени Лесгафта, кинограмма, комбинации в баскетболе, конкурс по штрафным броскам, литовский баскетбол, молодежная Сборная СССР по баскетболу, мужская Сборная СССР по баскетболу, нападение в баскетболе, подготовка баскетболиста, судейство в баскетболе, упражнения для баскетболиста, чемпионат европы по баскетболу, чемпионат мира по баскетболу, элементы баскетбола

Показать все теги

Популярное