ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОКОВ В ОБОРОНЕ
Просмотров: 2129
советский баскетбол: Арменак Алачачян
Наших баскетболистов и тренеров не раз упрекали в том, что они, увлекаясь разработкой и изучением тактических схем в нападении, ослабили свое внимание к защите. Это справедливо даже в отношении ведущих команд страны. Сильнейшие игроки команд умеют проходить под щит противника и точным броском увеличивать счет. Но, с другой стороны, наши защитники далеко еще не всегда умеют преграждать противнику путь к своей корзине. К сожалению, даже лучшие баскетболисты пока еще не в совершенстве владеют искусством коллективной обороны.
Между тем, умение почувствовать, где самое опасное место и вовремя прийти на помощь товарищу, то есть хорошо развитая взаимосвязь игроков помогает команде отражать натиск противника.
Расскажем о некоторых способах взаимодействия игроков в защите.

Нападающий противника с мячом (5) пытается пройти к щиту по центру площадки (схема 1). Ему противодействует защитник 5. Игроки 6 и 7 обороняющейся команды подстраховывают партнера 5. При этом они уже не придерживаются общепринятого принципа расположения, то есть не находятся CTDoro на линии между своим подопечным и корзиной. Если нападающий 5 все-таки прорвался в область штрафного броска, защитник 6 (или 7) старается помешать ему пройти дальше. В свою очередь защитник 5 устремляется к нападающему, оставшемуся без опеки.
Такой маневр облегчает задачу защитника 5. Этот игрок должен только помешать противнику осуществить прицельный бросок по корзине и попытаться выбить мяч из рук атакующего.

Если же нападающий 6 оказался с мячом вблизи боковой линии (схема 2), то опекающему его защитнику 6 приходит на помощь партнер 5. Совместными усилиями они не дают противнику пройти в область штрафного броска. Правда, в этом случае возможно продвижение противника с мячом вдоль боковой линии, но оно менее опасно. Однако нельзя допускать, чтобы соперник прошел за щит. Для этого нужно попытаться «запереть» противника в углу площадки и постараться отобрать .у него мяч или. по крайней мере, помешать ему передать мяч центровому нападающему 3.
Стараясь лишить противника возможности передать мяч партнеру, защитник выставляет в сторону ногу. Но после этого защитник уже не может сделать в эту сторону резкого рывка, чем всегда пытается воспользоваться нападающий. Поэтому защитник, опекая игрока нападающей команды, должен действовать с учетом того, с какой стороны его подстраховывают партнеры. Например, при расположении игроков согласно схеме 2, защитник 6, опекая нападающего 6, может выставить вперед правую ногу, так как с этой стороны его подстраховывает защитник 5.
Оборона корзины получается надежнее, если удается нейтрализовать центрового игрока (или центровых игроков) противника. Нужно стремиться перехватывать любую передачу, направленную этому наиболее опасному сопернику. Защитные действия затрудняются, если центровому игроку удается получить мяч вблизи щита. Ведь нападающий с мячом оказывается в тылу у большинства игроков обороняющейся команды, и они не могут одновременно следить и за мячом и за своими подопечными.

Если противник атакует с помощью центрового игрока (схема 3), игрок 5 защищающейся команды должен действовать так, чтобы помешать нападающему пройти с ведением мяча вдоль лицевой линии и в то же время не дать ему возможности передать мяч центровому игроку 3. Продвинуться в другую сторону нападающему 5 не позволяет защитник 4. Если же центровой игрок 3 все-таки получит мяч, защитник 4 не даст ему сделать бросок по корзине. Войти с поворотом в область штрафного броска и атаковать корзину из положения прямо перед щитом центровому игроку мешает защитник 6.
Но вот нападающему 5 удалось передать мяч центровому игроку 3. И в этом случае защитник 5 не должен бросать своего подопечного. Вступать ему в единоборство с игроком 3 слишком рискованно, так как освобожденный от опеки нападающий 5 может выйти вперед, получить ответную передачу мяча от центрового игрока и сделать бросок по корзине.

При атаке из глубины площадки (схема 4) игрок 4 защищающейся команды располагается на линии между обладающим мячом нападающим 4 и центровым игроком 3. Если нападающий 4 не готовится к броску по корзине, а лишь разыгрывает мяч, защитник 4 подтягивается ближе к центровому игроку и старается перехватить адресованную ему передачу.
Но как только нападающий 4 начнет прицеливаться для броска издали, защитник 4 немедленно устремляется к нему и старается помешать бросить по кольцу. В этот момент защитник 3 становится перед центровым игроком для перехвата возможной передачи, а партнеры 6 и 5 страхуют с обеих сторон площадки на случай прохода с мячом нападающего.
Защитные действия будут успешнее, если они строятся с учетом индивидуальных особенностей соперников. Вот, например, центровой игрок 3 получил мяч. Борьбу с этим соперником ведет игрок 3 обороняющейся команды. Защитник 4 приходит ему на помощь, но только в том случае, когда нападающий 4 не отличается меткостью броска. Если этот нападающий точно бросает мяч по корзине с дальней дистанции, то в борьбу с центровым игроком должен включаться защитник, опекающий наименее опасного соперника — такого, который не умеет попадать мячом в кольцо при бросках издалека.

Ведя позиционное нападение, противник нередко строит атаку таким образом. Центровой игрок 3 стоит с мячом в полукруге штрафного броска (схема 5). Нападающий 5 пробегает мимо него и на ходу получает мяч. Защитник 5 стремится догнать своего подопечного — игрока 5, но на пути находятся нападающий 3 и опекающий его защитник 3. Защитнику 5 приходится как бы проскальзывать между ними или огибать их. В обоих случаях защитник не всегда успевает догнать своего подопечного, который тем временем выходит с мячом к щиту.
В такой ситуации целесообразнее принять другой, проверенный на практике способ защиты — обмен подопечными. К нападающему 5 спешит защитник 3, а его партнер 5 берет на себя опеку центрового игрока 3. Бывает, что защитник 5 оказывается ростом ниже своего нового подопечного, но разница в росте в данной комбинации не играет решающей роли, так как рослый центровой игрок действует вдали от щита.

Еще один пример обмена подопечными (схема 6). Нападающему 4 удалось с мячом обойти опекающего его защитника 4. В этом случае нападающему преграждает путь защитник 5. В свою очередь защитник 6 спешит к вышедшему вперед нападающему 5. Если игрок 4 длинной передачей направит мяч освобожденному от опеки партнеру 6 и тот попытается пройти вперед, защитник 4 успевает выйти ему наперерез. В подобной ситуации такой способ обмена подопечными наиболее надежен.
Но в игре бывают случаи, когда противнику, несмотря на противодействие защитников, все же удается бросить мяч по кольцу. Большая ошибка — прекращать в этот момент борьбу. Наоборот, игроки обороны в момент броска по корзине должны занять позиции, наиболее удобные для борьбы за отскакивающий мяч. Защитник, опекающий атаковавшего кольцо нападающего, обязан преградить ему путь к щиту. Например (схема 7), нападающий 7 бросил мяч по корзине и стремится пройти к щиту. Ему мешает защитник 7. Игроки 3, 4 и 5 заняли позиции у щита (такое расположение игроков называется «треугольником отскока»), закрыв туда доступ своим подопечным.

Игрок 6 обороняющейся команды, опекающий пассивного в данный момент соперника 6, видя, что схватка за отскочивший мяч складывается в пользу его партнеров, должен приблизиться к стороне противника и участвовать в быстрой контратаке вместе со своим партнером 7. Если игровая ситуация складывается в пользу противника, игрок 6 обязан подтянуться к своему щиту для страховки.
Описанные в статье способы взаимодействия игроков защиты отнюдь не исчерпывают всех возможных путей решения этой проблемы. Но они могут послужить основой дальнейших творческих поисков.
А. АЛАЧАЧЯН, мастер спорта